IІІ четверть. Номер урока:_38_
Раздел: Нравственный выбор человека.
Тема урока: РР Сочинение- характеристика главного героя
Цель: развивать умение: определять основную мысль произведения, опираясь на его структурные элементы; харатеризовать героев, используя план и цитаты из текста; определять отношение к главным и второстепенным героям.
Примерный план устного отзыва.(Вопросы, по которым собираем материал для сочинения)
1. Внешность.
2. Кто такой? Какое положение занимает среди челяди?
3. Занятия, поступки, поведение героя.
4. Ваше отношение к поступкам героя.
5. По нашему плану давайте охарактеризуем главного героя. (Герасима)
Работа.
-Главным героем рассказа является Герасим. Все ли его поступки вы принимаете?
-Почему Герасим не ушел в деревню вместе с Муму?
-Почему он топит любимую собаку и только потом возвращается в деревню? (Несколько столетий крестьяне принадлежали господам и большинство людей считало этот порядок естественным. Герасим топит любимую собаку, желая показать, что он верный слуга и не выходит из барской воли. Из текста рассказа ясно, что желание вернуться в деревню созревает у Герасима внезапно под влиянием картин природы, которые он увидел, когда выгреб против течения далеко за пределы Москвы.)
- Когда созревает желание уйти от барыни?
- Как вы относитесь к поступку Герасима? Можно ли назвать поступок Герасима необычным?
- Есть ли в рассказе счастливые?
- Счастлива ли барыня? Ведь в ее подчинении крепостные и выполняется ее любой каприз.
- Счастлив ли Герасим? Ведь он ушел в деревню из-под власти барыни.
- Счастлив кто-нибудь из дворовых?
- В чем вы видите причину несчастья героев?
- А кого можно назвать достойным уважения?
Подготовка к письменной работе.
Для написания сочинения - отзыва на художественное произведение, нужен план.
-Из каких основных частей состоит ваше сочинение? (Вступление, основная часть, заключение).
-На основе ваших выводов составили план
Пример сложного плана сочинения
I. Введение. Какое впечатление на меня произвел Герасим?
II. Главная часть. Герасим — главный герой рассказа «Муму».
1. Кто такой Герасим?
2. Как он выглядит?
3. Какие поступки совершает?
4. Какие качества характера Герасима проявляются в этих поступках?
5. Чем Герасим отличается от остальных дворовых?
III. Заключение. Против чего протестует Герасим своим уходом в деревню?
-Кому я посоветую прочитать этот рассказ?
Подведение итогов НАДО
2. 3) 1,3,4
3. 2) 1
4. Скрипач, хлопая по спине музыкантов, вытолкнул семь человек, одетых крайне неряшливо. (Грин А.)
На месте цифры 3 запятая выделяет причастный оборот.
5. Ассоль, вошедшая стремительно и тихо, молча остановилась перед ним. (Грин А.)
На месте цифр 1 и 3 запятые выделяют причастный оборот.
На месте 2 и 4 не должны быть запятые.
6. Коста с грохотом скатывался с лестницы, хватал пальто и, на ходу попадая в рукава, скрывался за дверью. (Яковлев Ю.)
Запятые в местах цифр 3 и 4 выделяют деепричастный оборот.
На месте цифры 2 не нужна запятая.
7. Она села, подобрав ноги, и начала смотреть, внимательно наклоняясь к морю. (Грин А.)
Запятые, выделяющие деепричастный оборот, под номерами 1 и 2; второй деепричастный оборот в этом предложении после цифры 4.
На месте цифры 3 не нужна запятая.
8. 4) Тюфяк, подталкиваемый товарищами, поплёлся обратно на второй этаж. (Яковлев Ю.)
подталкиваемый товарищами - причастный оборот.
Никак не всходили семена в непривычных,не подходящих (однородн. определения) для них условиях.
Последние три килограмма семян, \оставшиеся после гибели первых всходов\,(определен., выраж. причастн. оборотом, стоящим после определяемого слова) он высадил в еловые опилки