И все-таки он не остановился. Ухватясь за гриву лошади, чтобы не упасть, он продолжал скакать. Жиренше так и не мог догнать его. Примчавшись в Кольгайнар, Абай спрыгнул с коня и направился к юрте матери.
Улжан стояла у входа. Когда сын подошел ближе, она взглянула на него, и сердце ее болезненно сжалось. Абай был смертельно бледен, изменившееся его лицо показалось чужим. "Померещилось мне, что ли?" - подумала она и вгляделась пристальней. Да, это был Абай. Но в каком ужасном виде!.. Привязав коня, он подошел к ней, и мать увидела его покрасневшие от слез глаза.
- Абай-жан, свет мой, что случилось? Кто тебя обидел? - тревожно спросила она. У нее мелькнула мысль - не побил ли его отец?
Они были одни. Абай молча обнял мать, прижал горячую голову к ее груди и застыл, неподвижный. Как мог он забыть, что он не один, не беззащитный сирота, что у него есть мать!..
Он вздрагивал всем телом, точно в сильных рыданиях. Но слез на его глазах уже не было.
- Расскажи, солнце мое, что случилось? Отец побил, да?
- Нет, никто меня не бил… Все потом расскажу… Апа, постели мне, спать хочу, - ответил он и, так и не выпуская мать из своих объятий, вместе с нею вошел в юрту.
Улжан терпелива: она не стала больше расспрашивать сына, не надоедала ему. Приготовив постель в правой части юрты, возле лежанки Зере, она молча уложила сына и укрыла его своей лисьей шубой.
Но бабушка сразу заметила неладное.
- Что ты, душа моя? Заболел? - спросила она.
Улжан поспешила ответить:
- Да, прихворнул. Не надо его трогать, пусть выспится.
Вызвав прислужницу, она тихо приказала:
- Закрой тундук, чтобы солнце его не беспокоило, и опусти дверь.
- Да, тело у тебя горячее. Что у тебя болит? - спросила Улжан.
Поворачиваясь на бок, Абай почувствовал острую боль в висках. Он сказал об этом.
Пока он спал, Улжан успела рассказать свекрови обо всем, что произошло с мальчиком. Обе решили: "Сильно испугался - вот и заболел!" Зере бранила Жиренше и всех аксакалов И сердито плевала на землю.
Абай сразу заметил, что им обеим все известно.
"Отец!.. Отец!.." - снова молнией пронеслось в его мозгу. Он тяжело вздохнул, провел рукою по груди и сказал едва слышно:
- Какой он жестокий! Какой бессердечный!..
В первый раз мальчик высказал вслух свои мысли об отце - мысли, которые до того теснились в его мозгу бессвязными, полуосознанными обрывками.
Бабушка не расслышала его. А Улжан сидела молча и ничего не ответила сыну. Тогда свекровь стала подталкивать ее коленом: скажи, мол, что говорит Абай.
- Об отце вспомнил. Говорит - жестокий, почему не сжалился, - ответила та ей на ухо.
Зере вздохнула и, не отрывая взгляда от внука, долго гладила его по голове.
- Любимый, светик мой, ягненок ты мой… Не сжалился, говоришь?.. Не знает он жалости!
Она подняла к небу лицо с полузакрытыми глазами и
- О боже, прими мое скорбное моление! Огради радость души моей от губящей злобы отца! Отведи от дитяти жестокость и бессердечность его, создатель наш!.. - Она провела по лицу бес старчески скрюченными пальцами, благословляя внука.
Улжан
- Аминь.
Абай тоже провел руками по лицу.
Две матери… Между ними дитя, раненное в самое сердце. И в таинственных сумерках, когда темные силы носятся по земле, выискивая свои жертвы, все трое молча молились о мире, благости и любви.
Абаю показалось, что он снова вернулся к безмятежной радости детства, к его сияющей ясности и умиротворенности. На душе стало легче, но головная боль усилилась и поднялся жар.
Выполните задания:
1. Определите главную мысль данного отрывка. ( )
2. Дайте сравнительную характеристику отцу и сыну
Отец Сын
( )
3. "Плач и слезы человеческие облегчают вину грешников, искупают их преступления"-говорил наставник в медресе. Что он имел в виду? Чему учил? ( )
4. Выпишите слова и словосочетания, выражающие чувства главного героя. ( )
5. Какова была жизненная позиция Абая? ( )
Всего:
2. Письмо
Прочитайте высказывание Ахмета Байтурсынова, раскройте основную мысль, используя ПОПС-формулу.
«Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке и имеет свою литературу…». Ахмет Байтурсынов
Дайте развернутый ответ, используя ПОПС-формулу. Позиция–Я считаю,что...
Основные–Потому что...
Подтверждение,примеры–Свою мысль я хочу подтвердить
ответ:Сюжет ‒ это система событий и взаимоотношений между героями, которая развивается во времени и пространстве.
События произведения не всегда выстраиваются в четкой временной последовательности, а так, как располагает их автор. Возможно упущение временного звена и впоследствии возвращение к нему.
Элементами сюжета являются:
· пролог (экспозиция) ‒ фон действия до начала событий;
· завязка ‒ то событие, которое становится началом действия. Это конфликт или противоречие, вокруг которого закручивается рассказ;
· развитие действия ‒ рассказ о самом событии, его развитии, течении;
· кульминация ‒ момент высшего напряжения, в ходе которого назревает будущий исход рассказа;
· развязка ‒ разрешение конфликтной ситуации, конец конфликта;
· эпилог ‒ рассказ о том, как изменилась жизнь героев после описанных событий.
Однажды , как повествует легенда у берегов Голландии, затонул в шторм корабль. Обломки его прибило к берегу. А спустя несколько недель дети, игравшие на песчаной отмели заметили почти у самой кромки прибоя невиданные прежде цветы. Они необычно пахли, никто не мог понять, откуда здесь появилось такое диковинное чудо. Потом, к удивлению жителей нашли на берегу ещё несколько проросших луковиц. По всей вероятности , они попали сюда с погибшего корабля. Всё это случилось в тысяча семьсот тридцать четвертом году. Цветы, случайно завезенные в Голландию морем стали называться гиацинтами. Изящные по форме , разнообразные по окраске, с чудным запахом они, несомненно, очень полюбились голландцам.
Название «гиацинт» в переводе с греческого означает «цветок дождей» видимо , потому что его цветение приходится на сезон дождей.
Почитался этот цветок не только в Европе, но и на Востоке. Именно Магомету приписывается такое выражение: «Если бы у меня было три каравая хлеба, то я один каравай оставил бы, а два продал и купил гиацинты чтобы накормить красотой свою душу ».
Людям известно множество самых причудливых сортов восточного гиацинта.
ответ:Сюжет ‒ это система событий и взаимоотношений между героями, которая развивается во времени и пространстве.
События произведения не всегда выстраиваются в четкой временной последовательности, а так, как располагает их автор. Возможно упущение временного звена и впоследствии возвращение к нему.
Элементами сюжета являются:
· пролог (экспозиция) ‒ фон действия до начала событий;
· завязка ‒ то событие, которое становится началом действия. Это конфликт или противоречие, вокруг которого закручивается рассказ;
· развитие действия ‒ рассказ о самом событии, его развитии, течении;
· кульминация ‒ момент высшего напряжения, в ходе которого назревает будущий исход рассказа;
· развязка ‒ разрешение конфликтной ситуации, конец конфликта;
· эпилог ‒ рассказ о том, как изменилась жизнь героев после описанных событий.
Объяснение:
Однажды , как повествует легенда у берегов Голландии, затонул в шторм корабль. Обломки его прибило к берегу. А спустя несколько недель дети, игравшие на песчаной отмели заметили почти у самой кромки прибоя невиданные прежде цветы. Они необычно пахли, никто не мог понять, откуда здесь появилось такое диковинное чудо. Потом, к удивлению жителей нашли на берегу ещё несколько проросших луковиц. По всей вероятности , они попали сюда с погибшего корабля. Всё это случилось в тысяча семьсот тридцать четвертом году. Цветы, случайно завезенные в Голландию морем стали называться гиацинтами. Изящные по форме , разнообразные по окраске, с чудным запахом они, несомненно, очень полюбились голландцам.
Название «гиацинт» в переводе с греческого означает «цветок дождей» видимо , потому что его цветение приходится на сезон дождей.
Почитался этот цветок не только в Европе, но и на Востоке. Именно Магомету приписывается такое выражение: «Если бы у меня было три каравая хлеба, то я один каравай оставил бы, а два продал и купил гиацинты чтобы накормить красотой свою душу ».
Людям известно множество самых причудливых сортов восточного гиацинта.