В
Все
М
Математика
А
Английский язык
Х
Химия
Э
Экономика
П
Право
И
Информатика
У
Українська мова
Қ
Қазақ тiлi
О
ОБЖ
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
У
Українська література
М
Музыка
П
Психология
А
Алгебра
Л
Литература
Б
Биология
М
МХК
О
Окружающий мир
О
Обществознание
И
История
Г
Геометрия
Ф
Французский язык
Ф
Физика
Д
Другие предметы
Р
Русский язык
Г
География
Lolla20031999
Lolla20031999
26.09.2022 12:12 •  Русский язык

И все-таки он не остановился. Ухватясь за гриву лошади, чтобы не упасть, он продолжал скакать. Жиренше так и не мог догнать его. Примчавшись в Кольгайнар, Абай спрыгнул с коня и направился к юрте матери.

Улжан стояла у входа. Когда сын подошел ближе, она взглянула на него, и сердце ее болезненно сжалось. Абай был смертельно бледен, изменившееся его лицо показалось чужим. "Померещилось мне, что ли?" - подумала она и вгляделась пристальней. Да, это был Абай. Но в каком ужасном виде!.. Привязав коня, он подошел к ней, и мать увидела его покрасневшие от слез глаза.

- Абай-жан, свет мой, что случилось? Кто тебя обидел? - тревожно спросила она. У нее мелькнула мысль - не побил ли его отец?

Они были одни. Абай молча обнял мать, прижал горячую голову к ее груди и застыл, неподвижный. Как мог он забыть, что он не один, не беззащитный сирота, что у него есть мать!..

Он вздрагивал всем телом, точно в сильных рыданиях. Но слез на его глазах уже не было.

- Расскажи, солнце мое, что случилось? Отец побил, да?

- Нет, никто меня не бил… Все потом расскажу… Апа, постели мне, спать хочу, - ответил он и, так и не выпуская мать из своих объятий, вместе с нею вошел в юрту.

Улжан терпелива: она не стала больше расспрашивать сына, не надоедала ему. Приготовив постель в правой части юрты, возле лежанки Зере, она молча уложила сына и укрыла его своей лисьей шубой.

Но бабушка сразу заметила неладное.

- Что ты, душа моя? Заболел? - спросила она.

Улжан поспешила ответить:

- Да, прихворнул. Не надо его трогать, пусть выспится.

Вызвав прислужницу, она тихо приказала:

- Закрой тундук, чтобы солнце его не беспокоило, и опусти дверь.

- Да, тело у тебя горячее. Что у тебя болит? - спросила Улжан.

Поворачиваясь на бок, Абай почувствовал острую боль в висках. Он сказал об этом.

Пока он спал, Улжан успела рассказать свекрови обо всем, что произошло с мальчиком. Обе решили: "Сильно испугался - вот и заболел!" Зере бранила Жиренше и всех аксакалов И сердито плевала на землю.

Абай сразу заметил, что им обеим все известно.

"Отец!.. Отец!.." - снова молнией пронеслось в его мозгу. Он тяжело вздохнул, провел рукою по груди и сказал едва слышно:

- Какой он жестокий! Какой бессердечный!..

В первый раз мальчик высказал вслух свои мысли об отце - мысли, которые до того теснились в его мозгу бессвязными, полуосознанными обрывками.

Бабушка не расслышала его. А Улжан сидела молча и ничего не ответила сыну. Тогда свекровь стала подталкивать ее коленом: скажи, мол, что говорит Абай.

- Об отце вспомнил. Говорит - жестокий, почему не сжалился, - ответила та ей на ухо.

Зере вздохнула и, не отрывая взгляда от внука, долго гладила его по голове.

- Любимый, светик мой, ягненок ты мой… Не сжалился, говоришь?.. Не знает он жалости!

Она подняла к небу лицо с полузакрытыми глазами и

- О боже, прими мое скорбное моление! Огради радость души моей от губящей злобы отца! Отведи от дитяти жестокость и бессердечность его, создатель наш!.. - Она провела по лицу бес старчески скрюченными пальцами, благословляя внука.

Улжан

- Аминь.

Абай тоже провел руками по лицу.

Две матери… Между ними дитя, раненное в самое сердце. И в таинственных сумерках, когда темные силы носятся по земле, выискивая свои жертвы, все трое молча молились о мире, благости и любви.

Абаю показалось, что он снова вернулся к безмятежной радости детства, к его сияющей ясности и умиротворенности. На душе стало легче, но головная боль усилилась и поднялся жар.

Выполните задания:

1. Определите главную мысль данного отрывка. ( )

2. Дайте сравнительную характеристику отцу и сыну

Отец Сын

( )

3. "Плач и слезы человеческие облегчают вину грешников, искупают их преступления"-говорил наставник в медресе. Что он имел в виду? Чему учил? ( )

4. Выпишите слова и словосочетания, выражающие чувства главного героя. ( )

5. Какова была жизненная позиция Абая? ( )

Всего:

2. Письмо

Прочитайте высказывание Ахмета Байтурсынова, раскройте основную мысль, используя ПОПС-формулу.

«Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке и имеет свою литературу…». Ахмет Байтурсынов

Дайте развернутый ответ, используя ПОПС-формулу. Позиция–Я считаю,что...

Основные–Потому что...

Подтверждение,примеры–Свою мысль я хочу подтвердить

примерами из текста.

Следствие–Я делаю вывод,что...


И все-таки он не остановился. Ухватясь за гриву лошади, чтобы не упасть, он продолжал скакать. Жирен

Показать ответ
Ответ:
MariyaSavinkova
MariyaSavinkova
26.03.2020 16:36

ответ:Сюжет ‒ это система событий и взаимоотношений между героями, которая развивается во времени и пространстве.

События произведения не всегда выстраиваются в четкой временной последовательности, а так, как располагает их автор. Возможно упущение временного звена и впоследствии возвращение к нему.

Элементами сюжета являются:

· пролог (экспозиция) ‒ фон действия до начала событий;

· завязка ‒ то событие, которое становится началом действия. Это конфликт или противоречие, вокруг которого закручивается рассказ;

· развитие действия ‒ рассказ о самом событии, его развитии, течении;

· кульминация ‒ момент высшего напряжения, в ходе которого назревает будущий исход рассказа;

· развязка ‒ разрешение конфликтной ситуации, конец конфликта;

· эпилог ‒ рассказ о том, как изменилась жизнь героев после описанных событий.

Объяснение:

0,0(0 оценок)
Ответ:
sashokko
sashokko
05.01.2021 17:42

Однажды , как повествует  легенда  у  берегов   Голландии, затонул  в  шторм  корабль.  Обломки  его  прибило  к  берегу.  А  спустя  несколько  недель  дети,  игравшие  на  песчаной  отмели   заметили  почти  у  самой  кромки  прибоя  невиданные  прежде  цветы.   Они  необычно  пахли,   никто  не мог  понять,  откуда  здесь  появилось  такое  диковинное  чудо.    Потом, к  удивлению  жителей  нашли  на  берегу  ещё  несколько  проросших  луковиц.  По  всей  вероятности , они  попали  сюда  с  погибшего  корабля.  Всё  это  случилось  в  тысяча  семьсот  тридцать  четвертом  году.  Цветы,  случайно  завезенные   в  Голландию  морем  стали  называться  гиацинтами.     Изящные  по  форме , разнообразные  по  окраске, с  чудным  запахом  они,  несомненно,  очень  полюбились  голландцам.

      Название  «гиацинт»  в  переводе  с  греческого  означает  «цветок  дождей»  видимо , потому  что  его  цветение  приходится  на  сезон  дождей.

      Почитался  этот  цветок  не  только  в  Европе,  но  и  на  Востоке.  Именно  Магомету  приписывается  такое  выражение: «Если  бы  у  меня  было  три  каравая  хлеба,  то  я  один  каравай  оставил  бы,  а  два  продал  и  купил  гиацинты  чтобы  накормить  красотой  свою  душу ».

    Людям  известно  множество  самых  причудливых  сортов  восточного  гиацинта.

0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Русский язык
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота