Идет лесник по тихой тропинке, пробирается сквозь чащобу, а потом перебирается через топкий лесной ручей. Ветер треплет густую крону лип, развевает зеленые верхи берез. Только в дубовой листве, такой густой, что, кажется, даже в ливень она не промокает, ветер запутывается и стихает. Вот лесник останавливается у невысокого деревца, наклоняется. Нет, не поганки, растущие здесь, привлекают его внимание. Лесник отыскивает в сумке инструмент, приступает к работе, и вот уже из тела дерева вынут небольшой блестящий кусочек металла — осколок снаряда. Ничего, скоро рана обрастет корой, и дерево будет жить по-прежнему. А вот он поравнялся с дубком, который уже перенес такую же операцию. Теперь и не найдешь его раны: молодая кора сровняла даже шрам. Останавливается Лукьян Кузьмич возле ростков сосны, нежно прикасается к ним, и от его прикосновения они ласково кивают пушистыми верхушками. «Вот бы сюда привести тех скептиков, которые полагают, будто сосна не может расти на черноземе», — думает он. В его питомнике выращено более двух миллионов саженцев лиственных и хвойных пород. Перед возвращением домой можно и передохнуть, и лесник прислоняется спиной к стволу, вслушивается в безыскусный перезвон птичьих голосов. Вдруг к привычным запахам примешивается горьковатый запах горелого. Что за наваждение? Где же горит? С собой только сумка с немудреным инструментом да пара рук, а впереди, зловеще блистая, уже текут змейки пламени. Лесник очищает землю от сухих листьев, спешит, превозмогая боль в обожженных пальцах, погасить пламя, и вот уже один за другим, дойдя до очищенной земли, гаснут огненные ручейки. Лесник вытирает пот со лба. Туда, где только что бушевало бешеное пламя и деревья стояли словно окропленные кровью, возвращается мгла.
Грамматическая основа: Лес кончился, тропа оборвалась. Сложносочинённое предложение. [ ___=== ], и [___=== ].
2.После долгих блужданий мы вышли к озеру, которое поблескивало среди камышей.
Грамматическая основа: Мы вышли, которое поблескивало. Сложноподчиненное предложение с определительным придаточным. [ ___===],( которое ===).
3.Солнца еще не было, но дождь перестал.
Грамматическая основа: Солнца не было, дождь перестал. Сложносочинённое предложение. [ ___=== ], но [___=== ].
4.Когда капитан остановил пароход, все стали проситься погулять.
Грамматическая основа: Капитан остановил, все стали проситься погулять. Сложноподчинённое предложение с придаточным времени. Когда ( ___===), [___=== ].
5.Молодой месяц низко висел над лесом, нежный его свет блестел в дождевых каплях.
Грамматическая основа: Месяц висел, свет блестел. Сложносочинённое предложение. [___=== ], [___=== ].
Текст 1
Позней осенью иногда бывает так же, как ранней весной: белый снег и чёрная земля. Только весной из проталин па́хнет землёй а осенью — снегом. Редко проглянет луч солнца осветит землю. Тогда большие удовольствие доставят уцелевшие листья на стар..й иве или маленький цветок под ногой.
Наклоняйшися к голубому цветку и с удивлением замираеш (2). Иван один остался от всем известного растения иван-да-марья. Иван-да-марья двойной цветок. Природа сложила его из фиолетовых листочков и жёлтого цветочка. Иван перенёс первый мороз(1) и поменял цвет.(4) Я (не)отвожу грустных глаз от одинокого(3) цветка. Где же теперь твоя любимая Марья