Исправить ошибки, определить, с нарушением каких норм они связаны (синтаксических, лексических, морфологических). 1. Это явно было не связано с разговором, состоящимся пару минут назад. 2. Было ещё два Олега: первый – Алик, предпочётший место у лобового стекла, второй – Леденец, всю дорогу обнимавший свой рюкзак. 3. Читателям, тосковавшим по серьезной литературе на родном языке, роман-трилогия «Враги» подошел по душе. 4. Его стихи печатались в альманахах, на страницах газет и журналов, в коллективных сборниках. В них звучат не заживающие раны несправедливости, горькой судьбы народа. 5. Раньше в качестве красителя использовались настойка коры дуба, кожура греческих орехов и т.п., а в последнее время – химические красители. 6. Из всех своих боевых наград отец с гордостью и особой бережливостью относился к медали «За оборону Севастополя». 7. В репертуаре его песенного творчества немало песен на слова народных поэтов. 8. Борис Иванов в сборнике «Ты моя жизнь» напечатал стихи, посвященные любовной лирике, юмористические и сатиристические произведения. 9. Игнат отделил небольшой кусочек форели от рыбины и поднёс ко рту. 10. Таким образом, применение препарата «Гипролам» оказало профилактическое действие по предупреждению эндометритов у животных. 11. Он мастерски на родном языке описывает богатую флору и фауну родного края, выдающихся русских писателей и поэтов: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонотова, Л.Н. Толстого. 12. Через русский язык и литературу читатели республики получили доступ к сокровищницам мировой культуры. 13. К празднику наградили работников атомной, химической и металлургической промышленностей в различных регионах России. 14. В своих стихотворениях поэт показывает боль и беды своего народа, бренности жизни.
А 1. В доме, к моему немалому удивлению, было тихо, и () ЕСЛИ бы он был очень богат, ТО не стал бы жить на одном месте, заводить хозяйство, квартиру, библиотеку, гардероб, а путешествовал бы по всему земному шару.
• При последовательном подчинении придаточных рядом могут оказаться подчинительные союзы (ЧТО и ЕСЛИ, ЧТО и КОГДА и др.). Запятая между ними ставится только в том случае, когда далее в предложении нет соотносительных слов ТО или ТОГДА.
Б 3. (Пока доехал домой, посидел дома два часа], (так что, () (по мере того как свет месяца становился ярче), [наши тени делались короче и чернее].
Б 5. [Есть на нашей реке такие глубокие и укромные места], (что, (!!) (когда проберешься через спутанные лесные заросли и присядешь около самой воды), почувствуешь себя в обособленном, отгороженном от остального земного пространства мире).
• Соотносительные слова отсутствуют. Придаточную часть можно убрать из предложения без потери смысла, поэтому запятая на стыке подчинительных союзов ставится.
Обособенные определения:
1) Прочитанные книги, помнятся всю жизнь.
2) Страницы книги, пожелтевшие от времени, едва не рассыпались.
3)Эта девушка, шумная и агрессивная, привлекла всеобщее внимание.
4) Учительница, с лицом серьезным и спокойным, внимательно читала книгу.
Обособленные приложения:
1) Мы, спортсмены, выкладывались на все сто.
2) Николай Пирогов, замечательный русский ученый и хирург, поступил на медицинский факультет в четырнадцатилетнем возрасте.
3)На самолете летел известный актер, человек старый и веселый.
4) Мы, ученики, гордимся своей школой.
Обособленные обстоятельства:
1) Приближаясь к роще, мы заметили белку.
2) Проснувшись завтра, за окном уже будет новый год.
3) Узнав его поближе, наша дружба окрепла.
4) Слушая ее историю, по моим щекам текли слезы.