Итоговая контрольная работа 9 класс (анализ текста)
(1)Весна наступила в этом году ранняя, дружная и неожиданная. (2)Побежали по деревенским
улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев
и быстро вертя щепки и гусиный пух. (3)В огромных лужах воды отразилось голубое небо с
плывущими по нему круглыми, точно крутящимися, белыми облаками; с крыш посыпались частые
звонкие капли. (4)Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко, что
ничего нельзя было расслышать за их криком. (5)Везде чувствовалась радостная, торопливая
тревога жизни.
(6)Снег сошёл, оставшись ещё кое-где грязными рыхлыми клочками в лощинах и тенистых
перелесках. (7)Из-под него выглянула обнажённая, мокрая, тёплая земля, отдохнувшая за зиму и
теперь полная свежих соков, полная жажды нового материнства. (8)Над чёрными нивами вился
лёгкий парок, наполнявший воздух запахом оттаявшей земли. (9)Мне казалось, что вместе с этим
ароматом вливалась в мою душу весенняя грусть, сладкая и нежная, исполненная беспокойных
ожиданий и смутных предчувствий, приправленная неопределёнными сожалениями о вёснах.
(10)Ночи стали теплее. (11)В их густом влажном мраке чувствовалась незримая спешная
творческая работа природы...
1.Сформулируйте тему текста.
2.Из предложений 2 - 4 выпишите слово с орфограммой «Буквы З и С на конце приставок».
3.Из предложений 2 – 4 выпишите действительное причастие времени.
4.Из предложения 2 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
5.Выпишите грамматическую основу из предложения 9.
6.Среди предложений 2- 4 найдите предложение с однородными обособленными
обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
7.Определите вид придаточного предложения в сложноподчиненном предложении 9
8.Объясните постановку точки с запятой в предложении 3
Глаголы в НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ изменяются по лицам и числам:
1-ое лицо: я читаю (ед. число) - мы читаем (мн. число).
2-ое лицо: ты читаешь (ед. число) - вы читаете (мн. число).
3-ье лицо: он/она/оно читает (ед. число) - они читают (мн. число).
ВОПРОС 2: В каком времени глаголы изменяются по родам и числам?
Глаголы в ВРЕМЕНИ изменяются по родам и числам.
Единственное число:
Мужской род: читал
Женский род: читала
Средний род: всходило
Множественное число: читали.
ЗАДАНИЕ: Найди глаголы, которые можно изменить по родам. Спиши. Остальные глаголы напиши во 2-м лицу единственного числа и в 1-м лице множественного числа.
ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО РОДАМ: (что делал?) ЗЕЛЕНЕЛ (м.р.); (что сделал?) ВЫБЕЖАЛ (м.р.); (что сделал?) ОСВЕТИЛ (м.р.); (что делал?) СЛЫШАЛ (м.р.); (что сделала?) ЗАДРОЖАЛА (ж.р.).
ГЛАГОЛЫ ВО 2-ОМ ЛИЦЕ ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ (ты что делаешь?): работаешь, зимуешь, прыгаешь, прилетаешь, вспоминаешь, держишь, гонишь.
ГЛАГОЛЫ В 1-ОМ ЛИЦЕ МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ (мы что делаем?): работаем, зимуем, прыгаем, прилетаем, вспоминаем, держим, гоним.
м.р.→мужской род
ж.р.→женский род
В центре картины пестрые деловитые куры выискивают зернышки в рыхлом снегу. Справа красуются островерхие, вечнозеленые ели. Слева большой деревянный дом, с его крыши сползает тяжелая шапка снега. Но более всего на переднем плане картины нас привлекает снег. Художник специально сел против солнца, чтобы лучше показать красоту снега в солнечный зимний день. Снег как бы впитал в себя все краски неба и отсвечивает перламутровыми оттенками розового, голубого, зеленого, бирюзового, как морская раковина.
Вдали виднеется неподвижный темный лес. Там еще царство зимы. Солнце не проникает в чащу, поэтому там лежит снег белый-белый . Путем контраста художник подчеркнул весенние изменения в природе.
Картина создает весеннее праздничное настроение. Художник хорошо показал конец долгой и суровой зимы.