Итоговая контрольная работа по русскому языку для 5 класса.
1.. Среди указанных синонимичных названий «спортивных» профессий найдите слово, которое является самым общим по отношению к другим словам. В ответ запишите это слово.
Метатель, дискобол, легкоатлет, аконтист.
2. Мария заполняет таблицу словами из приведённого ниже списка. Какие слова необходимо ей записать в пустую ячейку таблицы? Запишите их в ответе.
Характеристика слова
Пример
В слове 7 букв и 8 звуков
Никакая
В слове 8 букв и 7 звуков
движение
посадили
пришлось
доказали
покинуть
3. Вставьте пропущенные буквы. В скобках рядом со словами, в корне которых пропущена буква, запишите проверочные слова.
Насл_диться () кр_сотой () пр_роды, насл_дить () на п_лу (), оп_саться з_млетр_сения (, ).
4. Выпишите из пословицы антонимы. К языковым или контекстным их следует отнести?
Умная ложь лучше глупой правды.
5. Ребята подбирали из текста примеры слов одной части речи. Запишите слово, которое ошибочно оказалось в одном из рядов.
осыпается, закричал, уселся
морозной, (работал) бесшумно, снежными
(в) небе, (в) ночи, жизнь
в, под, за
6. Из приведённого ниже списка слов выпишите слова, написание которых подчиняется правилу: «В корне раст-/ращ-/рос- перед СТ и Щ пишется А, перед С –
О». Обоснуйте свой выбор.
Растение, росли, растеряться, выращивать, возрастать, растворять, растрясти, растить.
ответ:
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.)
Предпраздничная суета подогревала ожидание чуда и заставляла мечтать о приятном.
Я узнал много нового о своём друге и гордился нашей дружбой.
Выглянуло солнце и под его лучами изменилась хмурая картина осени.
Тёмный лес был укрыт снежным покрывалом и от этого казался нарядным и праздничным.
8. Прочитайте текст.
(1)Самые крупные птицы в мире – страусы. (2)Их высота – два с половиной метра, а вес – пятьдесят килограммов.
(3)Живут страусы в Африке и в Австралии.
(4)У страусов длинная шея, покрытая пухом, красивое чёрное и серое оперенье. (5)Они не умеют летать, и крылья их служат для украшения. (6)У страусов очень сильные ноги, отличное зрение. (7)Благодаря огромному росту, они издалека замечают опасность, видят приближающегося хищника, объявляют тревогу, и животные убегают.
(8)Едят страусы траву, гусениц, ящериц, мелких зверьков. (9)Эти птицы легко приручаются, и люди обучают их пасти стада овец и возить повозки.
(Т.А. Нуждина. Энциклопедия для малышей)
Грамматическое задание:
1. Из предложения 8 выпишите слово, которое обозначает действие предмета.
ответ:
2. Из предложения 8 выпишите слово, которое обозначает признак предмета.
ответ:
3. Сколько слов в предложении 8 обозначают предмет?
ответ:
4. Выпишите из предложения 7 по одному существительному разных склонений.
ответ:
1 склонение -
2 склонение -
3 склонение -
5. В предложении 9 найдите глаголы в неопределенной форме, выпишите их, определите спряжение.
ответ
10 общеспортивных терминов:
Гол (термин футбола) - забитый мяч, происходит от английского "goal" (цель, ворота).Удар (термин бокса) - физическое воздействие с целью поразить соперника, происходит от глагола "ударить".Спринт (термин легкой атлетики) - кратковременный бег на максимальной скорости, происходит от английского "sprint" (бег на короткую дистанцию).Рекорд (общеспортивный термин) - достижение, превосходящее предыдущие результаты, происходит от французского "record" (запись).Допинг (термин спорта) - применение запрещенных веществ для улучшения спортивных результатов, происходит от английского "doping".Тактика (общеспортивный термин) - план действий, стратегия в спортивном состязании, происходит от греческого "taktikos" (относящийся к тактике).Тренер (общеспортивный термин) - специалист, который обучает и руководит спортсменами, происходит от французского "trainer".Олимпийские игры (общеспортивное событие) - крупное спортивное соревнование, происходит от греческого "Olympia" (Олимпия, место проведения древнегреческих игр).Медаль (общеспортивный термин) - награда, присуждаемая победителям в спортивных соревнованиях, происходит от латинского "medalia".Зона атаки (общеспортивный термин) - часть игрового поля или площадки, где команда стремится забить гол или набрать очки, происходит от английского "attack zone".Простые предложения:
Гол! Футболист победил, забив мяч в ворота соперника.Тренер разрабатывает тактику и подбирает состав команды перед матчем.Сложные предложения:
Удар боксера был мощным, но соперник увернулся, и арбитр поднял счетчик.Рекорд был побит спортсменом, который установил новую лучшую отметку, вызывая восторг зрителей и соперников.Прочитайте предложения и составьте новые, которые должны начинаться с заданных слов и передавать смысл исходных предложений, следуя образцу.
1. В период молниеносных монгольских орд 1239-1240 годов в возрасте 14-15 лет Бейбарс попал плен.
В 1239-1240 годах, известных как период молниеносных монгольских орд, в возрасте 14-15 лет Бейбарс попал плен.2. Замеченному султаном Аюбом, умному и смекалистому рабу суждено было взойти на трон предводителя мамлюков.
Смекалистый и умный раб, замеченный султаном Аюбом, взошел на трон предводителя мамлюков.3. Наперекор казахской логике «Плебею ханом не бывать», кипчак Бейбарс семнадцать лет правил неродной страной, оставив яркий след в истории и памяти народа.
Семнадцатилетнее правление неродной страной, шедшее наперекор казахской логике «Плебею ханом не бывать», оставило яркий след в истории и памяти народа.4. Взяв власть, Бейбарс покончил с междоусобицами, которые имели место во дворце.
При Бейбарсе было покончено с междоусобицами, имевшими место во дворце.5. На печати султана был изображен гордый барс.
Гордый барс изображался на печати султана.После второй цифры 5 задание неясно.