Итоговая контрольная работа в 7 классе. Текст переписывать не нужно.
(1)Мы расположились на берегу небольшой речонки, решив сначала ненадолго
остановиться здесь. (2)Но в течение короткого времени небо сплошь покрылось облаками. (3)Пришлось отыскать недалеко от берега в лесу полянку, окруженную со всех сторон березками. (4)Решили заночевать здесь, потому что тут было удобно установить
палатки и разложить костер.
(5) Между тем облака, сбившиеся в кучу, медленно превращались в грозовую тучу. застилавшую все небо. (б)края се были как будто посеребрены каким-то чудесным светом. (7)Небо затянулось тяжелой пеленой, нахмурилось по-осеннему. и начался не умолкающий ни на минуту ливень. (8)Лишь к утру он прекратился. (9)Заголубело небо,
очистившееся от туч, но земля еще хранила следы непогоды. (10) Справа и слева от
палаток, переливаясь в лучах солнца, блестели лужницы.
А1. К какому стилю речи относится текст (выбрать вариант ответа)?
1) к публицистическому;
2) к художественному:
3) к разговорному; 4) к официально-деловому
А2. Каков тип речи текста (выбрать вариант ответа)?
1) повествование с элементами рассуждения;
2) рассуждение с элементами описания: 3) описание с элементами рассуждения;
4) повествование с элементами описания.
А3. С каких языковых средсто связаны 5-6, 7-8 предложения (выбрать вариант
ответа)?
1) личного мостоимения
2) повтора слов:
3) употребления синонимов: 4) употребления частиц
В1. Укажите номер предложения, в котором есть производный предлог, выпишите этот
предлог
В 2. Укажите номер предложения, в котором употреблен подчинительный союз как В3. Укажите номер предложения, в котором частица и усиливает отрицание,
средство связи частей СПП, выпишите этот соют.
выраженное другой отрицательной частицей, выпишите фрагмент, указав эту частицу. В4. Выпишите из текста по слову на орфограмму (орфограмму обозначить)
А) с дефисе наречи
Б) мягкий знак после шипящих на конце наречий B) O-A на конце наречий
Г) корни с чередованием
Д) О-Е после шипящих в корнях, суффиксах, окончаниях разных частей речи
В5. Выписать грамматическую основу предложений 3.6. Определить тип сказуемого. В6. Из предложения 7 выписать три словосочетания с разными видами подчинительной
связи (согласование, управление, примыкание), указать вид связи в выписанных
словосочетаниях.
В 7. Из предложения 9 выпишите прямое дополнение.
В 8. Укажите номера предложений с согласованным определением, выраженным
причастным оборотом.
основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие смысловой и грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность. текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, докладом, книгой.
заключенная в тексте информация представляет собой содержание, выраженное в словесной форме. содержание соотносится с темой. тема — это то, о чем повествуется, что описывается в тексте, о чем ведется рассуждение. название текста может быть прямо связано с темой («война и мир», «отцы и дети»), а может и не указывать на тему («евгений онегин»), во многих произведениях (иногда и малых по объему) может быть несколько тем.
предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически. причем связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями.
смысловые отношения между предложениями различны: а) содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого; б) содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или пояснять один из его членов, а содержание третьего — смысл второго и т. д. таким образом, любой текст представляет собой соединение предложений по определенным правилам.
различают цепную и параллельную связь предложений. припараллельной связипредложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются, при этом благодаря параллелизму конструкций возможны сопоставления или противопоставления. особенности этого вида связи — одинаковый порядок слов в предложениях,соотнесенность форм сказуемых, преобладание форм несовершенного вида глаголов. единство временного плана обеспечивается повтором первого слова предложения в определенном отрезке текста. (кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой кни (а. пушкин.) здесь риторический вопрос служит средством параллельной связи между предложениями. параллельные связи часто используются в поэзии.
в цепной связиглавное — повтор ключевого слова, несущего основную информацию, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением; повтор того или иного члена предложения; передача последовательности действий (ситуаций) посредством употребления глаголов в форме совершенного вида.
параллельная связь может усиливаться вводными словами: во-первых, во-вторых, наконец. в этих же целях часто используются наречия места(справа, слева, впереди, там) и времени (сначала, потом), деепричастные обороты, придаточные предложения. параллельная связь между частями текста может сочетаться с элементами цепной связи, которые в таких случаях не являются основными. и наоборот, при цепной связи иногда используются элементы связи параллельной, которые в этом случае тоже носят частный характер.
вы уже знаете, что выделяются три типа речи: повествование, описание, рассуждение. повествование— это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности. на первый план здесь выдвигается порядок протекания действия, развитие сюжета. в описаниив центре внимания словесное изображение какого-либо предмета, явления действительности, перечисление его признаков. особенность рассуждения в том, что в нем объясняется какое-то положение, доказывается какой-то тезис, вывод, мысль.
однако в чистом виде названные типы речи используются редко. обычно один из типов в тексте является и по мере необходимости используются другие типы речи: рассуждение сочетается с описанием,
описание — с повествованием и наоборот. главным, определяющим являются целевая установка, замысел автора и особенности адресата — того, для кого текст предназначается, к кому обращена речь