Из предложений 6–9 выпиши слово(-а), в котором(-ых) правописание приставки определяется её значением — присоединение. Слово запиши в той же форме, что и в тексте, без пробелов и знаков препинания.
(1)«Кого-то нет, кого-то жаль, к кому-то сердце мчится вдаль…».
(2)Я сел на диван, чтобы успокоиться, потёр лоб, и когда стал вспоминать слова любимой песни моей матери, показалось, что в этот миг кто-то думал обо мне с такой любовью и тоской, что вскочил, начал ходить по комнате, не зная, что происходит со мной, готовый плакать прощения. (3)Будто сквозной ток доходил до меня через ночи, преодолевая зимний город, и вдруг я понял, что это она, моя старая мать, лежавшая сейчас там, в неприютной больнице, одна, беззащитная перед болью, в забытьи думала обо мне с безмерной любовью, которая бывает на земле только у матерей. (4)Но когда и где я впервые слышал эту грустную мелодию и почему слова её были связаны с матерью?
(5)И мне стало представляться, как она босиком ходила по глиняному полу, тонкая, в белой кофточке, напевала негромко прелестным голосом: «Кого-то нет, кого-то жаль, к кому-то сердце мчится вдаль», останавливалась возле окна, улыбалась, поднимала лицо к среднеазиатскому солнцу, сквозившему через ветви карагача. (6)Я видел её прозрачные от обильного света глаза, её губы, которые будто влюблённо произносили молитву, говорили о когда-то молодой грусти этому утру, солнцу, плещущему арыку: «Я вам скажу один секрет: кого люблю, того здесь нет…». (7)А я, до восторга влюблённый в мать, не мог понять, кого не было с ней рядом, кого ей было жаль, к кому стремилось её сердце: ведь отец редко бывал в отъезде. (8)Он боготворил мать, был предан дому, отличался весёлым нравом. (9)Порой он носил её, как ребенка, на руках, целуя её волосы, а она почему-то обречённо прижималась щекой к его груди.
(10)Однажды услышал я, что она плакала за ширмой, свернувшись калачиком на диване, и, испуганный, бросился к ней, закричал: «Мама, не надо!». (11)Со страхом увидел её слипшиеся ресницы, но мать попыталась улыбнуться мне, потом, обняв, начала гладить мою голову нежными пальцами и говорила шёпотом, что отчего-то взгрустнулось, но вот миновало…
(12)Но почему иногда тосковала она? (13)В какие дали, к кому тянуло её? (14)Всю жизнь она верно прожила с отцом, и я не узнал её тайну…
(15)А теперь в беспамятстве, на больничной койке, она витала над краем пропасти, и, видимо, в момент краткого вспомнила обо мне с той любовью, с той непереносимой виной в душе. (16)И я ходил по кабинету, стонал, кусал губы, чтобы одной болью заглушить другую, не зная, чем ей, облегчить её страдания, и бормотал, как в беспамятстве, незатейливые эти слова:
— Кого-то нет, кого-то жаль…
(17)Наверное, не только у меня бывали минуты, когда не приходило от самого себя.
(Ю.В. Бондарев)
Из какого произведения эти строки? Кто его автор?
Чингиз Айтматов «Солдатёнок»
Поставьте вопросы к тому простому предложению в составе сложного, которое присоединяется с союза.
1) [Мать крепче прижимала его к себе], → прижимала когда? → (когда танк метил прямо в их). Придаточное обстоятельственное времени.
2) (А когда падали наши), → казалось когда? → [ему казалось], → казалось что? → (что они потом встанут). Придаточное обстоятельственное времени и придаточное изъяснительное.
3) [Он тоже умеет так падать, с разбегу], → падать как? / каким образом? → (будто дали тебе подножку). Придаточное обстоятельственное образа действия.
4) [Он притихал, собирался в комок], → собирался когда? → (когда падали наши солдаты у орудия). Придаточное обстоятельственное времени.
5) [Киномеханик включил свет], → выключил с какой целью? → (чтобы перезарядить ленту). Придаточное обстоятельственное цели.
Какой вопрос косвенного падежа вы поставили от первой части сложного предложения ко второй с изъяснительным союзом как?
6) [Мальчик бросился на землю и покатился, показывая], → показывая что? → (как упал его отец). Придаточное изъяснительное.
Выпишите предложение с союзом, который указывает на цель.
5) Киномеханик включил свет, чтобы перезарядить ленту.
[...] - главное предложение
(...) - придаточное предложение
2)Шов, обжора, бечёвка, жокей, чёрный, жёлудь, чёрточка, решетка, шоссе,щечки.
3)Честный ответ(честь), интересная (интерес) книга, злостный нарушитель(злость), встреча ровесников, прекрасное настроение, окрестные леса, чудесный день(чудеса),дружба сверстников, интересный собеседник,участвовать (участие) , громоздкий шкаф, безопасность(безопасный).
4) Аккуратный,ванна,жужжание,искусный,комментарий,пассажир,расстояние,суффикс,трасса , юность
5)Мы шли по большой дороге , а они косили в солодом береговом лесу. Они космос и пели ,и, весь березовый лес , ещё полный цветов и запахов, звучно откликался им.