Изучите статьи из Школьного энциклопедического словаря «Русский язык» или из словаря-справочника Д. Э. Розенталя, посвящённые теме лексики. Постройте посильный и удобный для школьников маршрут движения по этим статьям и представьте его одноклассникам. Действуйте по следующему плану:
1) Найдите в тематическом указателе словаря тему, связанную с лексикой.
2) Отметьте те статьи (не более 15 из общего количества чуть больше 50), которые могут быть полезны для изучения лексики в 6 классе (для этого надо их хотя бы бегло просмотреть, чтобы сориентироваться в материале).
3) Определите последовательность, в которой имеет смысл шестикласснику знакомиться с материалом словаря.
4) Составьте список отобранных статей с указанием страниц.
5) Сделайте презентацию в PowerPoint, в которой необходимо представить предлагаемый вами маршрут, наиболее интересные и важные статьи и факты.
6) Выступите с презентацией перед одноклассниками.
на/до/ум/и/ть
на/долг/о
на/долб/и/ть
надо/рв/а/ть
над/окон/н/ый
надоес/ть
надо/бн/ость/
зайч/ик
пере/плёт/чик
ключ/ик
раз/нос/чик
мяч/ик
мальчик/
стуль/чик
перч/ик
огурч/ик
ларч/ик
с/маз/чик
втор/о/степен/н/ый
вы/лам/ыва/ть
об/уч/ени/е
бел/оват/ая
жил/ищ/е
молод/ец
пред/назнач/ени/е
пере/под/готов/к/а
собач/онк/а,
пере/да/т/чик/и,
город/ишк/о,
вы/стро/и/л/а,
при/мор/ск/ий,
ис/польз/ова/ни/е,
предполаг/а/ем/ые,
не/при/нужд/ённ/о,
пере/воплощ/а/ть,
пеш/е/ход/н/ый,
во/оруж/ённ/ый,
рас/сказ/ыва/ют,
разн/о/сторон/н/яя,
при/близ/и/тельн/ый,
глин/а,
со/един/ени/е,
пред/рас/свет/н/ый,
рас/счит/ыва/л,
о/дыш/к/а,
бес/пере/бой/н/ый,
со/участ/ник/и,
мир/о/воз/зр/ени/е,
сам/о/от/верж/енн/ый,
пере/воз/чик/и
Из XVIII в.: С кем поведешься, того и наберешься. Парикмахер — мой учитель, следовательно, и ученик в скором времени будет волосоподви-вателем. И то и се, январь, четвертая неделя.
— Даль: С кем поведешься, от того и займешься; Рыбникова: С кем поведешься, от того и наберешься.