К.Ф. Юон «Конец зимы. Полдень». (цветная вкладка учебника)
Рассмотрите картину, обратите внимание на все детали ближнего и заднего планов.
- Как мы называем картину, на которой художник изобразил природу? (пейзаж)
- Какое настроение вызывает у вас картина?
Каков по-вашему замысел художника? О чём эта картина?
- Почему она названа «Конец зимы. Полдень»?
А сейчас более детально рассмотрим репродукцию.
– Что вы видите на переднем плане картины?
- Что, по-вашему, больше всего нравится художнику на переднем плане? Обратите внимание на снег.
- Для того чтобы снег оказался хорошо освещённым, художник сел против солнца, чтобы ничто не отвлекало от главного замысла – показать красоту снега, освещенного солнцем.
– А как выглядит снег на переднем плане картины Юона?
Слова, характеризующие снег.
голубоватый сиреневатый
серовато-розовый влажный
местами светло-жёлтый рыхлый
переливающийся разными оттенками пористый
отсвечивает оттенками розового, голубого, зелёного
как бы впитал в себя краски неба
отсвечивает перламутровыми оттенками, как раковина морская
- Что ещё следует отметить, описывая передний план картины?
- Берёзки. Что можно о ней сказать?
- Кого ещё мы видим на переднем плане?
- Лыжники. Как их изобразил художник?
Слова, характеризующие берёзки и лыжников
Грустные изящные деревенские лыжники
Светлые стройные четверо ребят
С тонкими голыми веточками подставили лица к солнцу
Тянут к солнцу руки-веточки отправились на лыжную прогулку
От берёз голубые тени
Бросают длинные голубые тени
– Что изображено на картине слева? ( домик) Как он выглядит?
- Посмотрите, что в этой части картины нам увидеть наступление весны? Обратите внимание на крышу дома? (сползает с крыши шапка снега)
- Кого мы видим в центре картины? (кур) Почему художник изобразил зимой кур? (всю зиму провели в курятнике, а сейчас радуются наступлению весны, ласковым лучам весеннего солнышка, копают снег, выискивая травку, зёрнышки)
Деревенский домик ,Куры
Деревянная изба пестрые куры без украшений деловито копают снег
С крыши свисает шапка снега выискивают зернышки
Тянется забор на талом снегу
Вдоль забора сложены дрова крестики куриных лап
– Что мы видим на заднем плане картины?
- Как задний план Юону воплотить замысел? Какие краски преобладают здесь? (темные)
- Почему автор дал задний план в темных, холодных тонах? (на заднем плане царство зимы. Солнце не проникает в чащу, снега не тронуты. Художник использовал прием контраста (резкого противопоставления). С красок художник показал борьбу весны и зимы. В деревне уже чувствуется весна, а в чаще леса ещё правит зима.)
- Опишите лес на заднем плане картины.
- Обратите внимание, каким здесь изображен снег? Он такой же, как на переднем плане?
Лес, Снег
в голубой дали белый-белый, как мел
большой тёмный снега не тронуты
царство зимы
темнеет на горизонте
пышные ели
Посмотрим на небо. Каким его изобразил художник на картине?
Небо
нежное высокое
нежно-розовое голубоватое
бледно-голубое
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН К СОЧИНЕНИЮ:
1. Вступление: К.Ф.Юон и его полотна.
2. Описание картины «Конец зимы.Полдень».
- Что видим на переднем плане?
- Что мы видим на заднем плане?
3. Герои картины.
4. Какие чувства и настроения вызывает у вас картина К.Ф.Юона?
5. Что вам особенно понравилось?
.Представьте, что вы побывали в Москве в Третьяковской галерее и увидели настоящую, написанную рукой Юона, картину. Вам захотелось рассказать о ней кому-нибудь. Попробуйте так описать картину, чтобы человек, который её никогда не видел, смог представить то, что на ней изображено.
- Выберите выражения, которые вам бы хотелось включить в свое сочинение.
Часть речи: прилагательное
Грамматика: единственное число, именительный падеж, качественное прилагательное, средний род
Начальная форма: небо
Часть речи: существительное
Грамматика: единственное число, именительный падеж, неодушевленное, средний род
Начальная форма: неподвижный
Часть речи: прилагательное
Грамматика: единственное число, женский род, именительный падеж, качественное прилагательное, неодушевленное, одушевленное
Начальная форма: река
Часть речи: существительное
Грамматика: единственное число, женский род, именительный падеж, неодушевленное
Начальная форма: гладкий
Часть речи: прилагательное
Грамматика: единственное число, женский род, именительный падеж, качественное прилагательное, неодушевленное, одушевленное
Начальная форма: полоса
Часть речи: существительное
Грамматика: единственное число, женский род, именительный падеж, неодушевленное
Начальная форма: зубчатый
Часть речи: прилагательное
Грамматика: единственное число, именительный падеж, качественное прилагательное, мужской род, неодушевленное, одушевленное
Начальная форма: лес
Часть речи: существительное
Грамматика: мужской род, единственное число, неодушевленное, именительный падеж