Как лейтенант ни торопил бойцов на последних километрах пути, все же рассвет застал их в голом белоснежном поле на подходах к шоссе.
Пользуясь предрассветными сумерками, Ивановский еще километр, и бойцы не отставали от командира. Со всё возрастающим риском он приближался к едва заметной на склоне нитке дороги, но вдруг показались спускающиеся с пригорка машины. Бойцам не хватило каких-нибудь пятнадцати минут, чтобы на ту сторону. В утешение себе он сначала подумал, что машины скоро пройдут. И они действительно быстро скрылись вдали, но следом появился какой-то конный обоз, потом в обгон его выскочили из-за пригорка две черные приземистые легковушки. Стало ясно: движение усиливалось; перейти шоссе незамеченными с их самодельной волокушей нечего было и думать.
Тогда Ивановский, не приближаясь к шоссе, но не удаляясь от него, круто взял в сторону, на недалекий голый пригорок с реденькой гривкой кустарника. Расходуя последние силы, лыжники взобрались по склону пригорка, едва не вывалив из волокуши раненого, и лейтенант, превозмогая ставшую привычной боль, устало заскользил к недалекому уже кустарнику. (165 слов)
Грамматическое задание
1. Выполните синтаксический разбор ССП:
1-й вариант: Пользуясь предрассветными сумерками, Ивановский еще километр, и бойцы не отставали от командира. 2-й вариант: Со всё возрастающим риском он приближался к едва заметной на склоне нитке дороги, но вдруг показались спускающиеся с пригорка машины.
2. Выпишите из своего предложения три словосочетания с разными видами подчинительной связи и разберите и сделайте их разбор.
3.Составьте схемы СПП: 1 вариант В утешение себе он сначала подумал, что машины скоро пройдут. 2 вариант Бойцам не хватило каких-нибудь пятнадцати минут, чтобы на ту сторону.
4. Словообразовательный разбор.
1-й вариант: возрастающий, приближаясь;
2-й вариант: спускающиеся, вывалив.
5. Выпишите из текста по два подчинительных и сочинительных союза.
Они словно купаются в этом пронизанном светом голубом просторе, то
свободно паря, то повертываясь в воздухе, то изредка взмахивая крыльями.
И так же свободно и вольно, спокойно и плавно клубятся в воздухе
большие кучевые облака. А внизу, под ними, линии перистых облаков как бы подчеркивают общее направление движения, те горизонтали, на которых строится каркас композиции.
Этому спокойному, парящему движению птиц и облаков соответствует также
спокойное колыхание небольших синих волн тяжелой океанской воды, легкое,
плавное скольжение корабля. На всех парусах он несется по волнам, как
птица, словно лишь слегка касаясь поверхности воды, весь – олицетворение
того же свободного, беспрепятственного и бесшумного, летящего движения.
Это ощущение летящего, скользящего движения так захватывает зрителя, он
так переживает полет птиц и движение корабля, что ему, как человеку,
находящемуся на движущемся предмете, начинает казаться, что движется
скалистый берег.