Как рождаются идеи Шёл январь 1905 года. По улицам тихого швейцарского города Берна не спеша бродил скромный молодой человек. Позади были годы учёбы в политехническом институте, где он поражал профессуру своими к математике. Тогда его имя было никому не известно, он еще не был знаменитым. Позади остались технологический институт, поиск работы и полуголодное существование. Вот уже несколько лет он работал экспертом в патентном бюро и жил скромно, едва сводя концы с концами. Работа не приносила ему больших денег, но занимала не так много времени, позволяя совмещать ее с теоретическими исследованиями.
Эта зима началась для А.Эйнштейна особенно удачно. Недавно в Цюрихе он представил научный труд и защитил диссертацию, получив звание доктора наук.
А сейчас, гуляя по городу, он напряженно обдумывал план серии статей, не предполагая, какую удивительную роль они сыграют не только в его жизни, но и в науке, совершив настоящий переворот в физике.
Одна из этих работ была посвящена объяснению броуновского движения-хаотического движения частиц, взвешенных в жидкости. Молодой ученый связал движение частиц, которое можно было наблюдать в микроскоп, со столкновениями этих частиц с невидимыми молекулами.
Кроме этого, в этой же статье он предсказал, что наблюдение броуновского движения позволило определить массу и число молекул, находящихся в данном объеме. Пройдет несколько лет, и эта идея будет подтверждена Жаном Перреном.
Так А.Эйнштейн положил конец сомнениям о существовании молекул, считавшихся не более чем абстракцией, доказав, что броуновское движение происходит по строгим законам.
В другой статье описывался фотоэлектрический эффект-испускание электронов металлической поверхностью под действием электромагнитного излучения. Это было интересно, потому что физическая природа мельчайших частиц (квантов) оставалась неясной. Физик Макс Планк установил только их величину( постоянная Планка). А.Эйнштейн пошел дальше и сумел объяснить, как световые кванты (фотоны), падая на поверхность металлического, вытесняют из нее другие мельчайшие частицы-электроны. Он доказал, что существует зависимость между фотоном (квант электромагнитной энергии) и энергией электрона. Чем ярче свет, тем больше число фотонов и число электронов, но не их скорость.
На основании этого явления Эйнштейн выдвинул гипотезу о двойственной природе света, то есть, о том, что свет может вести себя не только как волна, но и как поток частиц.
Эта небольшая статья подсказала ученым и инженерам пути к созданию многих чудес техники: от звукового кино и ТВ до необыкновенных источников света- лазеров.
Позднее, в 1922году, за создание теории фотоэлектрического эффекта ему была присуждена Нобелевская премия. Но наибольшую известность ему принесла третья статья.
Физики мира никак не могли разгадать загадку, связанную с измерением скорости света. Классическая механика Ньютона была здесь бессильна. А.Эйнштейн в своей статье дал ответ на этот непростой вопрос. Согласно одному из положений его теории, названной им теорией относительности, скорость света всегда постоянна и равна 300 тысячам километров в секунду.
И если скорость какого-либо тела приближается к скорости света, то движение этого тела происходит не по законам И.Ньютона, а по законам, открытым А.Эйнштейном. Ни один объект не может двигаться быстрее света. В наши дни эти законы широко используются в науке и технике, например, в астрофизике.
Еще в одной статье А. Эйнштейна, написанной в том же счастливом для ученого 1905 году, было всего три страницы. Но эти три страницы открыли человечеству путь к овладению атомной энергией.
После публикации статей А.Эйнштейну сразу пришло признание. В 1909 году он стал профессором университета и технологического института в Цюрихе. Он сумел найти объяснение многих загадок природы с гениальных по красоте и простоте систем уравнений. Впереди было еще много поисков и открытий, блестящих успехов и годы постоянной, упорной работы. А.Эйнштейн всегда мечтал о том, чтобы его открытия несли людям только знание и уверенность в будущем.
Письменные ответы на вопросы:
1.Прочитайте текст. Разделите его на смысловые части. Составьте план.
2. Сформулируйте все возможные варианты вопросов к теме каждой части.
Например. Какую идею выдвинул молодой ученый в своей первой статье?
3.Сформулируйте из текста названия статей А. Эйнштейна.
4. Как называлась 4 статья ученого, о чем эта статья.
5. Выпишите узкоспециальные термины, понятия.
6. Кратко напишите о значении статей А.Эйнштейна для развития науки и техники.
Самостоятельная работа по теме “Виды связи в словосочетании”.
1.Укажите словосочетание а)давай петь б)будет работать в)пусть отдыхает г)чрезвычайно серьезный д)самый дорогой
2. Как называется подчинительная связь, при которой зависимое слово принимает все грамматические формы главного слова?
3. Примыкают , сочетаясь с другими словами а) числительные б)прилагательные в ) междометия
Г)существительные д) деепричастия
4. Укажите связи в словосочетании
прочитанная книга прочитанная братом
прочитанная наспех прочитанная вечеров
прочитанная быстро высокий рост
умный ученик собирать малину
стелить мягко слушать друга
шум дождя путь наверх
наш подвиг ее достижения
шорох листьев
серьезное беспокойство
очень важный годы странствий
5. Укажите ошибку и исправьте ее
Серебряная паутина (согласование)___ пять книг (управление) ___
Стакан воды (примыкание)___ то поле (согласование) ___
Шел не оглядываясь ( примыкание)___ их окно (управление)___
Ее судьба (управление)___
Явиться вовремя (управление) его машина (управление) ___
Мой враг (управление) успокоил его (управление)
6.Сколько словосочетаний со связью согласование в предложении? Выпишите их
Но странник усталый из чужой земли пылающей грудью ко влаге студёной ещё не склонялся над кущей земной.
7.Сколько словосочетаний со связью примыкание в предложении? Выпишите их
Тихо опускается над лесной опушкой по- летнему теплый вечер.
8. Сколько словосочетаний со связью управление в предложении. ?Выпишите их
В дали голубой столбом уж крутился песок золотой.
Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана
направления подготовки
45.03.02
–
Лингвистика (квалификация «Бакалавр»)
Б1.Б Базовая часть
Кафедра немецкой филологии
Рабочая программа дисциплины
Б1.Б4. «Информационные технологии в лингвистик
е»
Планируемые результаты обучения по дисциплине.
Общекультурные компетенции:
ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей
и учитывать ценностно
-
смысловые ориентации различных
социал
ьных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и
групп в российском социуме (ОК
-
1);
руководствоваться принципами культурного релятивизма и
этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение
свое
образия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного
социума (ОК
-
2);
владение навыками социокультурной и межкультурной коммуникации,
обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК
-
3);
готовность к работ
е в коллективе, социальному взаимодействию на основе
принятых моральных и правовых норм, проявлять уважение к людям, нести
ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений (ОК
-
4);
к осознанию значения гуманистических
ценностей для
сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принимать
нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу
и культурному наследию (ОК
-
5);
владение наследием отечественной науч
ной мысли, направленной
на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач (ОК
-
6);
владение культурой мышления к анализу, обобщению
информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой
устной
и письменной речи (ОК
-
7);
применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля
для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня,
профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья,
нравственного и
физического самосовершенствования (ОК
-
8);
занимать гражданскую позицию в социально
-
личностных
конфликтных ситуациях (ОК
-
9);
к осознанию своих прав и обязанностей как гражданин своей
страны; готовность ис
пользовать действующее законодательство;
демонстрирует готовность и стремление к совершенствованию и
развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК
-
10);
готовность к постоянному саморазвитию, повышению
своей квалификации
и мастерства критически оценить свои достоинства и недостатки,
наметить пути и выбрать средства саморазвития (ОК
-
11);
к пониманию социальной значимости своей будущей
профессии, влад
ением высокой мотивацией к выполнению профессиональной
деятельности (ОК-12)