Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что трое в природе устроено не так, как нам бы хотелось. Зима у нас длинная, южная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы.
Разговоры наши любил слушать внук песника Ваня Малявин, мальчик лет надцати. Однажды он принес маленькую, выкопанную с корнем берёзу.
Корни он обложил сырым мхом и обернул porожей.
Это вам, — сказал он и покраснел.
алушку и поставьте в теплой комнате.Подарок. Посадите в деревянную она всю зиму будет зелёная.
- Зачем ты ее выкопал, чудак? — с Рувим.
- Вы же говорили, что вам жалко лета,-ответил Ваня.-Дед меня и надоумил. - Выкопай, — говорит, -и отнеси берёзку, она будет вам на студёную зиму летняя память. Оно, конечно, весело поглядеть на зеленый лист, когда на дворе снег валит как из мешка.Я не только о лете, я еще больше об осени жалею, — сказал Рувим и потрогал тоненькие листья берёзы.Мы принесли из сарая ящик, насыпали его доверху землей и пересадили в негр маленькую березу. Ящик поставили в самой светлой и тёплой комнате у окна, и через день опустившиеся ветки березы поднялись, вся она повеселела, и даже листья у нее уже шумели, когда сквозной ветер врывался в комнату и в сердцах хлопал дверью.В саду поселилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными и живыми. На берёзах в саду появились желтые пряди, как первая седина у eщё нестарого человека. Но береза в комнате, казалось, всё молодела. Мы не замечали у неё никаких признаков увядания.Как-то ночью пришёл первый заморозок. Ветра не было, но в саду всё падали и падали листья. Берёзы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек, а листья осыпались с них частым и печальным дождём.Я вернулся в комнаты; в них было тепло, сонно. В бледном свете зари стояла в кадке маленькая берёза, и я вдруг заметил - почти вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу.Комнатная теплота не берёзы. Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих взрослых подруг, осыпавшихся в холодных лесах, рощах, на сырых по осени полянах.Ваня, Рувим и все мы были огорчены. Последняя память о лете исчезла.Знакомый лесничий усмехнулся, когда мы рассказали ему о своей попытк зелёную листву на берёзе.- Это закон, - сказал он.-Закон природы. Если бы деревья не сбрасывал на зиму листья, они бы погибали.Aen Mirrpin, yaHAB 06 STot ManCHbKOt HCTopHirc bepeaon, HCTONKOnan e
Ilpomex IHOnen ecrb npyKóa uan HET? To-TO, TO eCTb. A IOAn ropARTea думают, что дружба им одним дана, чванятся перед всяким живым существом A apy*6a – OHA KpyroM, kyna HH rAAHeub. V HTo rosophTb, yoen kypasnA, TaK
*ypaBnHxa ICHAXHET, Mecra ceóe He Hainër. My BCAKOH TpaBbl W Aepena TOKe стало быть, дружба иногда бывает. Как же твоей березе не облететь, когда кау се подружки в лесах облетели? Какими глазами она весной на них взглянет что скажет, когда они зимой исстрадались, а она грелась у печки, в тепле чистоте? Тоже совесть надо иметь. да в
тим и закончилась наша попытка сохранить зимой память о лете.
1. Подберите заголовок, который отражал бы основную мысль прочитанного текста.
2.Выпишите из текста четыре слова или словосочетания, которые являются ключевыми в данном тексте.
в) Вставьте пропущенные буквы.
Пригрело солнце, растопило (расто́пит) снег. Хлопотунья (хло́поты) белка вылезла из гнезда (гнёзда). Выбрались из своих убежищ (суффикс -ИЩ) бобр и колючий ёжик (суффикс -ИК → ёжика).
а) Выпишите имена существительные в два столбика:
одушевлённые (кто?): хлопотунья, белка, бобр, ёжик.
неодушевлённые (что?): солнце, снег, гнезда, убежищ.
б) Сделайте звуко- буквенный анализ слова
ЁЖИК: 2 слога (ё-жик), ударение на 1-ом слоге; 4 буквы, 5 звуков.
ё [й'] - согласный, мягкий, звонкий, непарный;
[о] - гласный, ударный;
ж [ж] - согласный, непарн. твёрдый, парн. звонкий;
и [ы] - гласный, безударный;
к [к] - согласный, твёрдый, глухой, парный.