Комплексный анализ текста.
Прочитайте внимательно текст и выполните задания 1 - 9
1.В тысяча девятьсот пятьдесят первом году в Михайловском рядом с
основным домом восстанавливали сожженный фашистами флигелек, в
котором располагалась кухня.
2.Закончив работу, строители увидели, как на крыльцо влетела ласточка,
покружилась и стала лепить гнездо на низком косяке входной двери.
3.В отстроенном доме открылся музей, стали приходить люди, чтобы
поклониться земле, так любимой Пушкиным.
4.Никто не замечал птички и её гнезда слепленного под крышей. 5.Заметили
лишь после появления птенцов, пищавших целый день. 6.Многие посетители
думали, что гнездо и ласточка не настоящие, а музейный макет. 7.Они
пытались потрогать их пальцами. 8 Какой-то заботливый мальчик защищая
птичек повесил объявление граждане входите осторожнее. Здесь живут
ласточки, которых любил Пушкин.
9 С тех пор экскурсанты не трогали птичек.
1.Определите тему и основную мысль текста.
2.Определите тип речи текста.
3.В предложениях 1, 2 найдите слово с чередующейся гласной в корне.
Выпишите его, проведите морфемный разбор.
4.Выпишите предложение с прямой речью, расставьте знаки препинания.
5.Среди предложений 2 – 4 найдите и выпишите предложение, осложненное
причастным оборотом.
6.Укажите номер(а) предложения(ий), где употреблены однородные
7.В каком предложении употреблено обращение? Укажите его номер и
выпишите обращение.
9.Выпишите из текста деепричастия, определите их вид.
ответ:Выпишите из предложений союзы. Определите, что связывают союзы — однородные члены предложения или части сложного предложения.
Составные и повторяющиеся союзы записывайте по образцу: как – так и.
Пример:
«Он был не столько расстроен, сколько удивлен сложившейся ситуацией». — Союз не столько – сколько связывает однородные члены предложения.
1. Всю ночь лил дождь, так что к утру размыло все дороги. —
Союз
связывает .
2. Любовь моя вселяет страх, а не жалость. —
Союз
связывает .
3. Я старался успокоить его, но он не говорил ни слова в своё оправдание. —
Союз
связывает .
Объяснение:
1)Огонь в лампе потускнел, но через секунду снова разгорелся. 2)Листья то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. 3)Мы принялись бегать по за край самого берега, и всё выходило отлично, несмотря на то что кое-где лёд ломался и выступала вода. 4)Татьяна видит дом пустой, где жил недавно наш герой. 5)Незнакомец был невысок ростом, зато плечист .6)Если за день ничему не научишься, значит, весь день шёл назад. 7_Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под жужжанье своего веретена? 8)Все мы должны любить своё отечество, потому что здесь мы получили жизнь, впервые увидели свет.
Служебные части речи основательно изучаются в 7 классе. Главная сложность состоит в том, чтобы безошибочно узнавать предлоги, союзы и частицы. Их ведь так легко перепутать между собой!
Кроме того, они ещё очень похожи на знаменательные части речи. Начнём с предлогов.
Предлоги служат для связи слов в словосочетании и часто образуются от существительных, наречий и деепричастий. Такие предлоги называются производными: во время уборки, в связи с потеплением, рядом с лавкой, в течение месяца. Они могут состоять из одного или нескольких слов: ввиду оттепели, насчёт работы, благодаря отцу в результате цунами, вслед за нами, несмотря на засуху − составные.
Непроизводных (собственно предлогов) не так много. Они, в отличие от производных многозначные, сочетаются и с одним, и с двумя, и с тремя падежами, очень похожи на приставки В-, ВЫ-, ДО-, ИЗ-, ЗА-, НА-, ОТ-, ПЕРЕ-, ПОД-, С-. Непроизводные предлоги в основном без, до, для, из/изо, над/надо, о/об/обо, от/ото, под/подо, перед/передо, с/со, у, кроме, между, ради, сквозь, через. Есть несколько сложных непроизводных предлогов, которые пишутся всегда через дефис: из-за угла, из-под крыльца, по-за лесом, по-над озером.
Как определить предлог? Есть несколько запомните главное − предлоги всегда стоят перед существительным, прилагательным, числительным и местоимением, у наречий и глаголов их нет. Первый опустить существительное или наречие, второй − замена другим предлогом-синонимом. Рассмотрим примеры.
Выписываем словосочетание с предлогом из предложения: Складывайте всё это около входа. Рассуждаем так: в словосочетании «складывайте около входа» главное слово − глагол, задаём от него во складывайте где? около чего? около входа, значит, здесь предлог «около».
Из предложения (Рядом с цветами клевера раскачивались в воздухе, вздрагивая и приплясывая, лиловые колокола.) также выписываем словосочетание и определяем главное слово: раскачивались где? рядом с чем? рядом с цветами, нельзя же сказать раскачивались с клевера, значит, здесь предлог «рядом с».
Приведём таблицу с самыми рас производными предлогами.