Контрольная работа по русскому языку для 7 класса Причастие. Правописание причастий. ЧАСТЬ А.
Здание: выполните тестовые задания, в ответе укажите только одну букву.
1. Определите, какое слово является причастием:
а) молотый б) кожаный в) казаться г) плавниковый
2. В каком предложении причастный оборот не выделяется запятыми (знаки препинания не расставлены):
а) Колотый сахар купленный по случаю макали в чай и ели вприкуску.
б) Кружащийся над цветком шмель громко жужжал.
в) Гость совершенно разбитый после дороги улёгся спать.
г) Все выбежали во двор окружённый зелёными тополями.
3. Определите, какое слово пишется с одной буквой н:
а) жаре(н,нн)ый на масле картофель в) кова(н,нн)ая решётка
б) обветре(н,нн)ые губы г) ране(н,нн)ый в ногу солдат
4. В каком словосочетании не с причастием пишется раздельно:
а) кофе, (не)молотый, а в зёрнах в) (не)узнаваемая внешность
б) (не)вымышленный герой г) (не)ведомые дорожки
5. Укажите вариант, в котором пишется две буквы н
а) Сочинение сда(н,нн)о вовремя.
б) Дети сегодня рассея(н,нн)ы.
в) Все конфеты были съеде(н,нн)ы.
г) Работа законче(н,нн)а вовремя.
6. От какого глагола нельзя образовать форму страдательного причастия времени: а) отстранить б в) оказаться г) расколоть
7. В каком слове после шипящих на месте пропуска пишется буква о:
а) обожж…нная рука в) утолщ…нные стены здания
б) перч…ный борщ г) горький порош…чек
ЧАСТЬ В.
Задание: выполните предложенные задания
8. Выпишите из предложений причастия, выделите в них суффиксы, укажите действительное или страдательное причастие, определите время.
а) Пальто и узелок, подброшенные внизу, упали возле Егорушки. б) После чаю мы отправились на конный двор, поросший травой. в) На мысли, дышащие силой, как бисер, нижутся слова.
г) Совесть – это память общества, усваиваемая отдельным лицом.
9. Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени» и «Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени»
а) в низко стел…щемся тумане в) хмур…щий брови мальчик
б) изуча…мый материал г) вид…мый результат
10. Спишите предложения, раскрывая скобки, обозначая орфограмму «Н и НН в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий»
а) Непуга(н,нн)ые птицы близко подпускают человека.
б) Мелькали эшелоны, гружё(н,нн)ые людьми, повозками, орудиями. в) Она стояла и смотрела на корчёва(н,нн)ый участок земли.
г) Он приходил к ней каждый вечер в начище(н,нн)ых ботинках.
11. Спишите предложения, раскрывая скобки, обозначая орфограмму «Слитное и раздельное написание не с причастиями»
а) Это был (не)купленный, а свой крыжовник.
б) Он медленно вошёл в (не)оштукатуренную маленькую комнату.
в) (Не)годующий от обиды приятель размахивал руками и громко кричал.
г) Павел поднял голову, посмотрел взглядом, (не)обещающим ничего хорошего.
12. Спишите предложения с причастными оборотами (знаки препинания не расставлены), графически объясните знаки препинания (или их отсутствие).
а) Всё живое в маленьком садике около одиноко стоявшего дома замерло, затихло, затаилось.
б) Поляна окружённая с трёх сторон лесом казалась зелёной чащей.
ЧАСТЬ С.
Задание: прочитайте текст и выполните предложенные задания.
(1) На террасу из внутренних комнат выскочил с пронзительными криками мальчик лет восьми. (2) Он был в лёгком матросском костюмчике с обнажёнными руками. (3) Белокурые волосы растрепались у него небрежно по плечам. (4) Следом за мальчиком выбежало ещё шесть человек: две женщины в фартуках; старый толстый лакей с длинными седыми бакенбардами; сухопарая рыжая девица в синем клетчатом платье; молодая, болезненного вида, но очень красивая дама в кружевном голубом капоте и, наконец, толстый лысый господин в золотых очках. (5) Все они были сильно встревожены.
(6) Женщины в фартуках всплёскивали руками и щебетали скоро-скоро подобострастными и
голосами. (7) Красноносая девица кричала что-то очень внушительное, но совершенно непонятное, очевидно, на иностранном языке. (8) Рассудительным басом уговаривал мальчика господин в золотых очках.
(По А.Куприну)
13. Озаглавьте текст
14. Укажите тип текста:
а) описание
б) повествование с элементами рассуждения в) повествование с элементами описания
г) рассуждение
15. Укажите номера предложений, в которых описывается внешность мальчика
16. Какое отглагольное прилагательное пропущено в 6-м предложении:
а) испуганными б) боязливыми в) трусливыми г) смелыми
17. В предложениях 3 – 5 найдите причастие, выполните его морфологический разбор.
О Великой Отечественной войне нужно помнить по многим причинам. Приведу с ходу 10 причин, почему нужно помнить о ВОВ:
Мы победили в этой войне самую сильную армию мира.
Мы победили в этой войне самое страшное мировое зло – фашизм.
В этой войне героически сражались наши предки.
Мы создали для победы самое передовое оружие.
Наши генералы били противника своим тактическим и стратегическим умением. У всех на слуху имена Жукова, Рокоссовского, Буденного, но таких умных полководцев были тысячи.
Мы взяли Берлин и опередили наших западных союзников.
Мы за месяц разбили огромную Квантунскую миллионную армию Японии в 1945. На самом деле многие историки считают, что именно это вынудило Японию подписать мирный договор с США.
Мы освободили многие страны мира от немецкой и японской оккупации: Китай, Корею, Белоруссию, Украину, Польшу, Венгрию, Чехию и т. д.
Наш народ продемонстрировал в этой войне свой героизм, доблесть, умение и интеллект.
Наша страна и режим Иосифа Виссарионовича Сталина показал свою эффективность. Сталин был отличным управленцем и главнокомандующим. Многие его решения напрямую привели в победе над фашизмом.
Объяснение:
1. Встаньте пораньше да шагните подальше. 2. Знай больше, да говори меньше. 3. Один воин всеми доблестями не владеет. 4. Чужая сторона — дремуч бор. 5. Трутням праздник и по будням. 6. Заторопишься — всё перезабудешь 7. Как щучка ни остра, да не возьмёшь ерша с хвоста. 8. Как постелешь, так и выспишься. 9. Игра не стоит свеч. 10. Что посеешь то и пожнёшь. .11. Повинную голову меч не сечёт. 12. День.и ночь... — сутки проч 13. Обожжёшься на молоке, будеш... на воду дут 14. Как верёвочке ни вится, а кончику быть. 15. С кем поведешься., от того и наберёшься.
Объяснение: