Контрольная работа по теме «Чужая речь»
1 Спишите предложения. Расставьте знаки препинания.
1) Чем проще слово указывал М. Горький в статье «О прозе» тем более оно точно.
2) А что для этого надо сделать с Маленький принц.
3) Бога ты не боишься разбойник отвечал ему Савельич сердитым голосом.
4) Знаю что вы не богаты сказала императрица но я в долгу перед дочерью капитана Миронова.
2 Спишите предложения, расставьте знаки препинания. После каждого предложения
напишите соответствующую ему схему
1) Всем по эшелонам раздалась команда Отправляемся через пять минут
2) Я шел и повторял эти слова (Д,д)ля красоты цветы растут
3) А чем там торговать с Машка нисколько не удивившись
4) Спрашиваю мужиков на палубе (П,п)ричалить к вам можно
5) Путешественники вышли из города написал мальчик в тетрадке
6) Вот и отлично обрадовался Гайдар (П,п)ервая фраза уже готова
А: «П».
«П?» – а.
А: «П?»
«П», – а
«П! – а. – П!»
«П, – а, – п».
«П, – а, – п».
«П! – а, – П».
3 Запишите предложение, заменив прямую речь косвенной.
Мой попутчик сказал: «Я еду в Тверь, там у меня живет приятель».
Батюшка сказал мне: «Служи, Пётр, верно, кому присягнешь».
4 Запишите предложение, заменив косвенную речь прямой.
Василиса Егоровна осыпала меня во о том, кто мои родители, где живут.
Лис посмотрел на Маленького принца и сказал, что надо запастись терпеньем.
5 Перепишите предложение, исправив ошибку, допущенную при замене прямой речи
косвенной.
Бобчинский и Добчинский уверяют чиновников, что в городской гостинице мы обнаружили
ревизора.
С гордостью заявляет госпожа гостям, что мой сынок всем наукам выучился.
6 Составьте и запишите предложение, введя в него цитату.
«Стих Пушкина благороден, изящно национально верен духу языка». (В. Г. Белинский)
«Книга окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку». (М. Горький)
7 Оформи эти предложения как диалог.
Скажи-ка мне, красавица, с я. Что ты делала сегодня на кровле. А смотрела, откуда ветер
дует. Зачем тебе? Откуда ветер, оттуда и счастье. Что же, разве ты песнью зазывала счастье? Где
поётся, там и счастливиться.
Природа — это окружающий нас мир: леса и поля, океаны, пустыни, а также их обитатели. На Земле существует несколько миллионов форм жизни. И все они, включая человека, являются неотъемлемыми частями природы.
С её разнообразием довелось познакомиться мальчишкам из рассказа А. Приставкина. Исследуя лес в поисках пропавшей книги, они лучше познакомились с жизнью растений и животных. Например, друзья полюбовались калиной на опушке, увидели лягушонка в роднике. Природа подарила им разные эмоции: восхищение, страх.
Чудеса природы действительно поражают воображение, именно поэтому туристы всего мира каждый год отправляются на встречу с ними. Например, в Калининградской области многих привлекает «танцующий лес», где деревья имеют причудливую форму, а в Китае есть каменный лес Шилинь, который представляет собой карстовые образования, похожие на гигантский лабиринт из могучих сосен или дубов.
В природе много удивительного, поэтому каждый из нас может найти в ней для себя то, что запомнится на всю жизнь.
I. Из кодекса средневекового рыцаря Тема текста: рассказ о кодексе средневекового рыцаря. Главная мысль текста: этот текст учит читателя основным правилам этикета средневекового рыцаря, который во все времена был эталоном мужества, высокой нравственности и морали. Рыцарем мог называться человек высокого дворянского происхождения, но за военные заслуги им мог стать и простолюдин. Человек, достойный звания рыцаря, должен отличаться красотой опрятностью, хорошей физической подготовкой, щедростью, мужеством. Он дол жен уважать противника, заботиться о тех, кто слабее его, а особенно о женщинах. Глаголы совершенного вида: не сможет (что сделает?), разориться (что сделать? ), прослыть (что сделать?). Глаголы несовершенного вида: происходить (что делать?), посвящаются (го летают?), отличаться (что делать?), одеваться (что делать?), быть (что делать?), дарить (что делать?), просят (что делают?), ведет (что делает?), является (что делает?), уважает (что делает?), не нападает (что делает?), эге пользуется (что делает?). И. В тексте речь идет не о конкретном рыцаре, наделенном перечнем достоинств. Рассказ посвящен всем людям, достойным носить это гордое имя. Поэтому в тексте так часто употребляются возвратные глаголы неопределенной формы, которые придают действию взаимно возвратное значение (т. е. действие направлено на всех производителей). IIY. В современном русском языке слово рыцарь утратило значение - победитель в боях, мужественный воин. Это слово применяется к людям (мужского пола), обладающим такими чертами характера: честность,