Контрольная работа по теме: «Предлог и союз»
1. Выписать предлоги в одну колонку, а союзы – в другую. У союзов определить разряд.
(В)течени…, за(то), (не)смотря на, что(бы), так(как), ни…ни, буд(то), (в)следстви…, мимо, (в)продолжени.., или, так(же), не(то)…не(то), вдоль, от., когда.
2.Списать, расставляя знаки препинания и составляя схемы предложений. Указать разряды союзов.
Небо про…снилось однако ветер не утихал. Чичиков (не) заметил как в(?)ехал в середину обширного села с множеством изб и улиц. Сильно морозило и люди сп..шили домой. Ямщики подв…зали колокольчики чтобы звон (не) пр…влёк вн…мания сторожей.
3. Списать, раскрывая скобки и обозначая орфограммы.
1. Нам удалось быстро договориться (на)счёт квартиры. 2. В школе объявили карантин (в)следстви.. эпидемии гриппа. 3.Что(бы) знать, надо учиться. 4. (От)чего это, няня, тут темно, а там светло? 5. И в душе за ночью зимней то(же) свет и то(же) тишь.
4. Составьте предложения по схемам. Подчеркните в них основы.
{ }, но { }.
{ }, (потому что …).
{ }, (когда …).
5. Произвести морфологический разбор всех предлогов и союзов из предложения.
Вечерняя заря начинается, когда солнце уже заходит за край земли.
Выходишь( ИШЬ, 2 спр., наст.вр . ) , шагаешь( ЕШЬ, 1 спр., наст.вр. ) , доберЕШЬся( 1 спр., буд.вр., ЕШЬ ) , пробегает( ЕТ, 1 спр., наст.вр. ) , поднимается( ЕТ, 1 спр., наст.вр. ) , хлынет( ЕТ, 1 спр., буд.вр. ) , застрекочет( ЕТ, 1 спр., буд.вр.) , запахнет( ЕТ, 1 спр., буд.вр. ) , заливается( 1 спр., ЕТ, наст.вр. ) , привыкаешь( ЕШЬ, 1 спр., наст.вр. ) , промокаешь( ЕШЬ, наст.вр., 1 спр. ) , высыхаешь( ЕШЬ, наст.вр., 1 спр. ) , служит( ИТ, наст.вр., 2 спр. ) , раскрывается( ЕТ, наст.вр., 1 спр. ) , чувствует( НАСТ.вр., 1 спр., ЕТ ) , заряжается( ЕТ, наст.вр., 1 спр., ).
Синтаксическая роль глаголов может быть определена в контексте. Чаще всего они бывают сказуемыми.
ответ:Текст — это упорядоченный набор предложений, предназначенный для того, чтобы выразить некий смысл. В лингвистике термин используется в широком значении, включая в себя и устную речь. Восприятие текста изучается в рамках лингвистики текста и психолингвистики.Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основноймыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при языковых средств связи (повтор, местоимения, синонимы и др.). Тема – то, о чём говориться в тексте, часто отражена в его заголовке. Основная мысль – обычно передаёт отношение автора к пре6дмету речи, его оценку изображаемого. В художественном тексте часто используются предложения со значением оценки. Выражая основную мысль, автор чаще всего движется по ступенькам, переходя от одной части к другой. Часть одной общей темы называют подтемой или микротемой. Вокруг неё группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем. В абзаце выделяют зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку). Стилистика – наука, изучающая стили речи и употребление в них языковых средств. Цель художественной речи – образное отражение действительности и эмоциональное воздействие на мысли и чувства читателя. Писатель мыслит образами. Анализируя действительность, он запечатляет жизнь в картинах, в образах людей, типичное раскрывает в индивидуальном и конкретном. Стилистические черты – образность (с слов, рисующих художественный образ картины), эмоциональность и экспрессивность (гиперболы, метафоры, олицетворения). Соединение типов речи должно быть оправданным и должно определяться замыслом автора и основной мыслью высказывания.