Контрольная работа по теме «Словосочетание»
1 вариант
1. Из данного предложения выпишите все возможные словосочетания, указывая главное слово и часть речи зависимого слова, определяя тип подчинения.
Скворцы здесь пользуются общею любовью, и кошки их не трогают.
2. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
а. пёстрого петушка
б. небрежно поправил
в. через плечо
г. приложил к губам
3. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
а. представил себе
б. большинство бес
в. берёзового листа
г. сидевший невдалеке
4. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
а. подражая голосу
б. накопленные знания
в. поднял и распушил
г. рыдали не отворачивая
5. Замените словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичными словосочетаниями со связью управление.
Деревенские ребятишки, грибной суп.
6. Замените словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование.
Кафтан из бархата, крик вороны.
7. Замените словосочетания, построенные на основе примыкания, синонимичными словосочетаниями со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Грустно смотрел, держался напряжённо.
Контрольная работа по теме «Словосочетание»
2 вариант
1. Из данного предложения выпишите все возможные словосочетания, указывая главное слово и часть речи зависимого слова, определяя тип подчинения.
Я лежу в окопе на разостланной шинели и долго гляжу вверх.
2. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
а. нерастаявшие льдинки
б. земля покрыта
в. назвать посадкой
г. обещав исполнить
3. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
а. своего ума
б. в снег и землю
в. её зажало
г. сбросил осторожно
4. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
а. в слежавшийся снег
б. подальше от танка
в. через ручьи
г. отходили уступая
5. Замените словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичными словосочетаниями со связью управление.
Ночной запах, соломенные шалаши.
6. Замените словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование.
Пение петухов, строения из камня.
7. Замените словосочетания, построенные на основе примыкания, синонимичными словосочетаниями со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Говорить уверенно, грустно шелестела
Я люблю дикую природу. Когда у меня начинаются летние каникулы, папа берет отпуск и мы отправляемся в большое путешествие по России. Он работает фотографом. Мы успели побывать в самых разных природных зонах нашей необъятной страны: в тайге, в степи, тундре, пустыне… Но мне всегда было интересно увидеть настоящее лесное озеро.
Этим летом моя мечта сбылась. Мы снова отправились в путешествие и однажды заехали в деревеньку, которая стояла, окруженная лесом. Местные жители сказали нам, что совсем рядом есть озеро в лесу. Мы отправились на прогулку. Папа хотел найти места для интересных фотографий, а я посмотреть на настоящее лесное озеро.
Мы пришли к цели нашей прогулки неожиданно. Внезапно узкая тропинка прервалась и впереди показался просвет между деревьями. Перед нами открылась лесная поляна, в середине которой находилось озеро. Круглое, с заросшими камышом берегами, оно словно притягивало взгляд. Мы с папой подошли поближе.
Вода в озере оказалась темной, напомнив мне картину Виктора Васнецова под названием «Аленушка». Водная гладь напоминала ровное, отполированное рукой мастера зеркало. Кое-где плавали сорванные ветром с деревьев листочки. Вода в озере была очень чистой, такой, что сквозь нее виднелись лежащие на дне мелкие камешки. А над ними плавали мелкие рыбешки. Я потрогал воду рукой. Кожа сразу начала неметь. Наверное, в глубине били холодные ключи.
У самого берега лежала большая, поваленная при урагане береза. Половина ствола березы находилась на берегу, а половина уходила в воду. Я сел на сухую часть бревна. Нагретое ласковым летним солнцем, дерево казалось теплым.
Где-то вдалеке закрякали утки. Думаю, в лесу живет много птиц, которые добывают себе пропитание у озера.
К сожалению, даже в глубине леса чувствовалось присутствие человека. На берегу лежала бумажная обертка от конфеты. Я подобрал ее и положил в карман, чтобы выбросить в мусорный бак, когда мы вернемся в деревню. Надо всегда стараться сделать природу чище.
Различается написание личных окончаний глаголов в настоящем или будущем простом времени:
а) в I спряжении: -ешь, -ет, -ем, -ете-, -ут или -ют;
б) во II спряжении: -ишь, -ит, -им, -ите, -aт или -ят.
У глаголов с безударным окончанием спряжение определяется так:
ко II спряжению относятся глаголы на -ить в инфинитиве, кроме глаголов брить, зиждиться, зыбиться (бреешь – бреют, зиждется – зиждутся, зыблется), и следующие 11 глаголов: вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, гнать, держать, дышать, слышать, а также производные от них. Глагол брезжить имеет разноспрягаемые формы брезжит – брезжут. Остальные глаголы относятся к I спряжению (ср.: молоть – мелешь – мелют, сеять – сеешь – сеют).
При определении спряжения надо правильно соотносить интересующую форму с инфинитивом (прогонит от прогнать, прогоняет от прогонять).
Примечание 1. Глагол стелить употребляется только в неопределенной форме и времени, личные глагольные формы образуются от глагола I спряжения стлать (стелешь – стелют).