Контрольная работа по теме "сложносочинённые предложения"
9 класс
1 вариант
i . ознакомьтесь с предложениями, выполните .
а. встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.
б. конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.
в. в лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.
г. я подошел к берегу моря, все глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.
1. найдите предложения с пунктуационной ошибкой. запишите их в отредактированном виде. графически объясните постановку знаков препинания.
2. выпишите сложносочиненные предложения. постройте их схемы.
3. найдите сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом.
а.б.в.г.
4. строение какого предложения соответствует схеме:
[определенно-личное], и
а.б.в.г.
ii. какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение?
первые паровозы потрясли мое воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины.
а. одновременность действий
б. последовательность
в. чередование
г. причины-следствия
iii. какие из следующих утверждений верны?
а. в сложносочинённом предложении есть главное предложение и придаточное.
б. сложные предложения бывают союзные и бессоюзные.
в. союзные сложные предложения бывают сложносочиненными и сложноподчиненными.
iv. прочитайте предложение.
голова болела, сознание же было ясное, отчетливое.
простые предложения соединены в нем в сложное при
а. подчинительного союза
б. союзного слова
в. сочинительного союза
г. интонации
v. какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором одно явление противопоставляется другому?
а. и, да (в значении и), ни-ни ,тоже
б. или (иль), либо, то-то, не то - не то
в. а, но, да (в значении «но»), однако, зато, же
vi. определите вид предложения.
стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.
а. простое
б. сложносочиненное
в. сложноподчиненное
г. бессоюзное
vii. найдите среди данных предложений сложносочиненное.
а. смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми руками.
б. споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в самом хорошем расположении духа.
в. белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.
viii. найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
а. в избушке, распевая, дева прядет, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней.
б. но вот во ржи и по основному полю пробежала первая волна, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.
в. допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики, и, может быть, где-нибудь белеет ландыш.
ix. укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):
[безличное], и [безличное].
а. небо заволокло тучами и дождю конца не видится.
б. объявили об окончании обеденного перерыва и все приступили к прополке свеклы.
в. становилось темно и мы долго плутали по лесу.
x. укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
вода расступалась ( ) и по обе стороны от носа лодки уходила углом живая волна.
1) простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.
2) сложносочиненное предложение, перед союзом и запятая не нужна.
3) простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.
4) сложносочиненное предложение, перед союзом и нужна запятая.
xi. выпишите грамматические основы из предложений.
на море не видно ни одного огонька ( ) и не слышно ни одного всплеска.
жара и усталость взяли, однако ж, свое, и я заснул мертвым сном.
xii. среди предложений 30–37 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. напишите номер этого предложения.
(30)мальчишки ненадолго опешили, потом я ощутил лицом колючий снег и стал задыхаться в сугробе. (31)меня лупили по спине, по голове, но я не чувствовал боли, а яростно вертелся, норовя вскочить и протаранить кого-нибудь ещё. (32)неожиданно удары стихли. (33)я отряхнулся. (34)старшеклассников не было, не было нигде видно и белки. (35)только газовый стоял на своём старом месте.
(36)губы мои дрожали, а руки тряслись, когда я обтёр тающий снег
с лица и увидел деда. (37)он тяжело дышал, глядя хмуро на удаляющихся мальчишек.
xiii. в ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
суть всех этих рассказов,(1) повестей,(2) стихов укладывалась в одной фразе,(3) а учителя требовали развёрнутого ответа. конечно,(4) серому слов было не жалко,(5) однако не хотел он ради «пятёрки» говорить столько,(6) сколько тянуло на эту самую «пятёрку».
xiv. выполнить синтаксический разбор предложения. (знаки препинания не расставлены).
ночью на мокрые деревья упал снег согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью а потом его схватило морозцем.
ответ:Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка – это в литературе элементы сюжета художественного произведения (сказки, рассказа, новеллы, повести, романа, пьесы).
Экспозиция – знакомит с героями и их расстановкой, местом, временем событий. В экспозиции даются описания пейзажа, интерьера, портретов героев.
Завязка – передаёт момент возникновения конфликта между героями, описывает событие или действие, с которого в их отношениях начинается борьба.
Развитие действия – описание цепи событий, развивающих тему непримиримости интересов и целей героев; раскрывающих их моральные качества.
Кульминация – самый напряжённый момент действия, когда конфликт переходит в открытое столкновение героев, до конца раскрывающих свою суть.
Развязка – повествует о расстановке героев после снятия всех покровов и масок. Конфликт осознаётся как исчерпанный, если положение решено в пользу кого-то из персонажей.
Иногда из развязки становится понятным, что описанный конфликт неразрешим (герой-одиночка и общество консерваторов). Писатель создаёт такое произведение, чтобы перенести конфликт в сознание общества, подчеркнув, что он не только факт литературы, а и общественной жизни его современников (яркий пример – “Горе от ума” А. С. Грибоедова).
Объяснение: