Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения»
1. Выделите грамматические основы предложений. Найдите дополнения. Подчеркните их, укажите, какие прямые, какие косвенные.
1. Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая.
2. Старик ловил неводом рыбу.
3. Пароход будит город плачущим гудком.
2. Найдите в тексте определения. Обоснуйте свой выбор (Поставьте вопросы). Укажите, какие согласованные, какие несогласованные.
1. Будет ящик для ножей, пилок, ложек, вилок.
2. Строители возвели новое здание из стекла и бетона.
3. У меня появилось большое желание заниматься спортом
4. Аптека напротив была закрыта.
3. Найдите в предложениях обстоятельства. Укажите их вид.
1. И всю бесконечную осеннюю ночь «Надежда» простояла в нескольких милях от Петропавловска под парусами.
2. От снега избы казались ниже.
3. Они пошли под парусами вдоль побережья.
4. Поезд стоял в Синезёрках одну минуту.
4. Укажите, каким чвленом предложения является выделенная форма. Обоснуйте ответ (задайте вопрос).
1. Трудно отказаться от возможности переночевать на берегу реки.
2. Но в такую большую воду плыть – это безумство!
3. Колючие звёзды мешают уснуть.
4. Мы приехали на озеро искупаться.
5. Сделайте синтаксический разбор предложения.
Они звали Лёвку после уроков на задний двор.
,ДАЮ 60Б.
На самом деле вариантов чередования согласных в корне очень много. Вот самые распространенные пары-тройки:
г\ ж\ з – друг- дружить- друзья; т\ ч\ щ- свет- свеча- освещение; д\ ж\ жд- труд- тружусь- утруждать; ц\ч\к – лицо-личико-лик; с\ш\х – лес-леший, пахать-вспашка; щ\ск-ст – мощеный – мостить, лощеный – лоск; б\ бл- любовь- люблю; в\ вл- ловить- ловля; м\ мл- ломить- преломление; п\ пл- лупить- луплю; ф\ фл- графить- графлю.
Объяснение этих процессов учеными-лингвистами достаточно простое: чередование образовалось в результате упрощения произношения, причем изначальный смысл звуков по мере протекания этого процесса утрачивался.
В ученой среде бытует несколько ироническое выражение, которое звучит как “так сложилось исторически”. Оно объясняет многие непонятные явления в русском языке, в том числе и чередование согласных в корне. На самом деле такое объяснение имеет смысл – за каждой парой или тройкой чередующихся согласных в корне стоит длительный процесс языковых перемен.
Важно отметить, что значение корня при чередовании совершенно не изменяется, единицы с чередующимися согласными в корне слова продолжают считаться родственными и образуют лексические группы. При этом определить, какой именно звук считать основным, возможно не всегда, хотя в большинстве случаев какой-то согласный все-таки берется за точку отсчета.
window.Ya.adfoxCode.create({
ownerId: 326810,
containerId: 'adfox_predmety_300x250_2',
params: {
pp: 'h',
ps: 'eizi',
p2: 'gyoz'
}
});
Обычно чередование согласных имеет место в конце корня, на его границе с суффиксом или окончанием. Правил, согласно которым происходит это чередование, нет, в основном его просто нужно запомнить.
Подробнее: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/cheredovanie-soglasnyh-v-korne-slova.html