Контрольная работа – тест «Обособленные члены предложения» 1. Расставьте в предложениях знаки препинания. Предложения, в которых есть причастный оборот, отметьте:
1) Кусты неясные от тумана нависли над палубой.
(2) Швейцару чудилась облетевшая роща свинцовая от первого мороза.
3) Море походило на кипящий котёл покрытый холодным ветром.
4) В цвету сады омытые росой.
5) Люблю леса зелёные весною обновлённые.
2. Отметьте предложения, в которых есть обособленные определения:
1) Колкие ледяные розы расцветали на иллюминаторах.
2) Была самая ранняя весна сухая и серая.
3) На западе горел омытый дождём неяркий закат.
4) Рыхлые тучи напитанные тёмной водой низко нависли над морем.
(5) Усталый и прозябший возвращаюсь я к сумеркам в усадьбу.
3. Отметьте предложения, в которых одиночное определение нужно обособить:
1) Облетевший тополь серебрист и светел.
2) Незримый ты мне уж мил.
(3) За синими морями забытый он угасал один.
4) Люблю я усталый прилечь.
5) Лежит белизна рассветная.
4. Укажите предложения, в которых нет пунктуационных ошибок:
1) Сплошь покрытое осенними тучами небо отразилось в воде реки.
2) Яростный и резкий октябрьский дождь заслепил нам глаза.
(3) Как мягки на вид облака разбросанные в беспорядке по небу.
4) Вдруг на моих глазах плотно убитая дождями и снегом листва вздыбилась.
5) Истощённый усилиями и лишениями старик лёг в постель.
5. Укажите, в каких предложениях нужно поставить запятую перед союзом И:
1) С деревьев, опутанных лёгким туманом и с папоротников сыпались крупные брызги.
2) Огромные тучи, озарённые огнями гавани и уже пропитанные бледным рассветом, грудились над портом.
3) Сжатые пальчики сосновых побегов разжимаются и превращаются в подсвечник с тремя свечками.
(4) Ночь под большой чистой луной и к утру лёг первый мороз.
5) Дул сильный ветер и к утру запах дыма уже заметно защипал нос.
6. Отредактируйте текст, расставляя знаки препинания.
Paragraph locked by TAMERLAN HARI MAKAVECKAS
1) Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал, но ничего не видел, кроме деревушки, окружённой, бревенчатым забором. 2) Никто исключая, камердинера не видел его ненапудренным. 3) Приблизившись, к перекрёстку я помимо воли, свернул на знакомую улицу и только пройдя метров пятнадцать спохватился и пошёл обратно. 4) Он послал Селифана отыскивать ворота, что без сомнения продолжалось, бы долго если бы на Руси не было вместо швейцаров лихих собак, которые доложили о нём так звонко, что, он, поднёс пальцы к ушам своим. 5) Может быть, за исключением квасников писаря были самыми элегантными и нарядными красавцами в городе. 6) Ужинали в кухне вместе со всеми рабочими, и пища была обильна. 7) За неимением другой дичи я послушался моего охотника и отправился, в Льгов. 8) Он обернулся и не поднимая головы и не показывая ей лица ушёл. 9) Он вспомнил что уходя не запер, дверь. 10) Заметив людей конь сердито фыркнул и пустился прочь ломая кусты.
Евгений Николаевич Широков известный российский художник-портретист. Его кистью написано множество картин с изображением известных личностей того времени – середины двадцатого века. Одной из известнейших работ автора является картина «Друзья». На этом полотне изображен мальчик и собака. В центре картины расположен мальчик, который одет в синюю футболку, серые брюки, синие носки и серые сандалии. Он сидит на красной подстилке возле собаки и одной рукой очень бережно гладит ее. Из картины видно, что их отношения очень теплые, нежные и дружеские.
Собака (похоже, что это дог) лежит рядом на той же подстилке. У нее очень красивая угольно-черная шерсть, отливающая бликами здоровья и хорошего ухода хозяином. И только лапки у нее очень забавные, будто одеты в белые носочки. Центр переднего плана картины занимает ее милая мордашка, открытые добрые глаза выражают глубокое понимание своего друга. А одно ухо приподнято, как будто он очень внимательно слушает, стараясь не пропустить ни одного слова своего юного хозяина. Они оба грустят. Но из этой картины видно, что у собаки все в порядке, в ее глазах читается понимание друга и сопереживание его проблемам. Сочувствие – великое качество, присущее настоящей дружбе.
На лице мальчика изображена грусть, он что-то рассказывает своему другу, глаза опущены и кажется, вот-вот пойдут слезы. А губы его слегка надуты, это говорит о том, что мальчика кто-то обидел. Возможно, в школе учительница незаслуженно его поругала. А может дома получил от родителей за какой-то проступок. С картины видно, что верный друг мальчика умеет его поддержать и выслушать в нужный момент.
Задний план картины размытый, там нет ничего. Автор тем самым показал, что в такие моменты сопереживания и взаимопонимания между друзьями нет ничего вокруг более важного, чем всецело поддержать лучшего друга. Картина написана очень чувственно и проникновенно. Она очень ярко передает теплоту взаимоотношений между верными друзьями. Раскрывает внутреннюю глубину понимания друг друга и располагает к открытости и бескорыстию взаимоотношений между друзьями.
План:
1. Известная работа (картина "Друзья") Широкова Е.Н.
2. Мальчик с собакой, которые грустят.
3. Задний план раскрывает глубину понимания мальчика и собаки.
1) Олицетворение:
"душе лениться"/ "душа обязана трудиться"
2) Фразеологическое выражение:
толочь воду в ступе
сорвать последнюю рубашку
держать в черном теле
не снимать узды
Метафора (переносный смысл):
Гони ее (душу) от дома к дому
Эпитет (выразительность слова):
"утренняя заря"
"жить … по-человечьи"
Повторы:
"И день и ночь, и день и ночь"
Антитезы:
"Она рабыня и царица, она работница и дочь"
Анафора (повторение слова «она» в начале строф):
«Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!»