Контрольная работа за полугодие 8 класс Прочитайте текст.
Язык интересует людей.
1.Для большинства людей язык, на котором они говорят, представляет собой не только необходимый для практической жизни инструмент, но также и объект живого бескорыстного интереса.
2.Люди самых разных жизненных занятий и уровней образования время от времени задаются вопросами, связанными с языком.
3.Чаще всего это вопросы о том, чтo правильнее из тех или иных встречающихся в речи вариантов, например: прОдал или продАл? экспЕрт или Эксперт? везде, где бы он ни был или везде, где бы он не был?
4. В этих случаях ответы могут иметь и некоторую значимость для практической жизни.
5. Но часто возникают и вопросы, так сказать, бескорыстные, порожденные чистой любознательностью.
6. Например: что в точности значит слово аляповатый?
7. Откуда оно произошло?
8. Когда оно появилось?
9. Или: есть ли какая-то связь между словами мятый и мята? или суд и судно? или калий и кальций? или укусить и покуситься? И т. п.
(По А.Зализняку)
Выполните задания по тексту.
1.Укажите принадлежность слова интерес из первого предложения:
1.нейтральное;
2.разговорное;
3.книжное.
2.Укажите принадлежность слова встречающихся из второго предложения:
1.нейтральное;
2.разговорное;
3.книжное.
3.В каком предложении содержится метафора? Запишите номер правильного ответа.
1)1; 2)2; 3)3; 4)4.
4.Укажите заимствованное слово:
1.продавец;
2.эксперт;
3.бескорыстный;
4.значимость.
5.Выпишите из предложений 5-9 слово, правописание приставки которого зависит от первой согласной корня.
6. Укажите слово, в котором гласная пропущена НЕ в корне с чередованием:
1.з_рница;
2.оз_ровать;
3.оз_рённый;
4.з_ря.
7.Выпишите из предложений 2-4 слово, правописание суффикса которого зависит от совершенного/несовершенного вида исходного глагола.
8.Выпишите из предложения 5 слово, образованное суффиксальным
9.Укажите разряд прилагательных необходимый, бескорыстного из предложения 1:
1.качественные;
2.притяжательные;
3.относительные.
10.Укажите форму наречия чаще всего из предложения 3:
1.простая сравнительная степень;
2.составная сравнительная степень;
3.составная превосходная степень.
11. К какой части речи принадлежат слова котором (1 предложение), какая-то (предложение 9). ответ запишите словом.
12.В каком из предложений содержится причастный оборот? Запишите номер правильного ответа.
1)1; 2)2; 3)3; 4)4.
13. Из предложения №1 текста выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями сложного предложения:
Для большинства людей язык (1), на котором они говорят (2), представляет собой не только необходимый для практической жизни инструмент (3), но также и объект живого бескорыстного интереса.
14.К какой из языковых ветвей принадлежит современный русский язык?
1.к западнославянской:
2.к южнославянской
3. к восточнославянской
15. Напишите небольшое сочинение (5-6 предложений), дав связный ответ на вопрос «Почему нужно правильно ставить ударения в словах?» В качестве примеров используйте слова «зАмок» - «замОк», «Ирис» - «ирИс», «мУка» - «мукА» и примеры, подобранные самостоятельно. Соблюдайте структуру сочинения.
сть вечные проблемы: такие например, как любовь и ненависть, добро и зло, отцы и дети… Человечество пытается решить их, сколько себя помнит. А есть другие – появляющиеся на том или ином этапе развития цивилизации. Для поколения моих современников очень актуальна проблема взаимосвязи человека и природы – в частности, земли.
С каждым днем все больше и больше места на планете отводится под города. Люди заливают землю асфальтом, возводят бетонные здания до небес и украшают свои поселения искусственными растениями. Потому что для настоящих места попросту не остается.
Мы видим по телевизору и в интернете современные города в той же Японии или Америке. Они похожи на новенькие, сияющие и мигающие игрушки. Очень красивые, яркие, манящие, но… пластиковые. Не настоящие. И жаль становится людей, вынужденных всю жизнь проводить в маленьких бетонных «норках» огромного «муравейника», за рулем железных «коней», на берегах искусственных прудов, устланных синтетической травой.
А ведь природа – наша мать! Без ее поддержки человечеству не выжить. Утратив связь с землей, мы рискуем потерять силы, необходимые нам для существования. А мир катится именно к этому. Многие современные дети никогда не ходили по земле босиком, не ели овощи с грядки. Они не знают, как пахнет весеннее поле, какой аромат у утренней росы… Это обделенное поколение, привязанное к гаджетам и компьютерам, не представляющее своей жизни без интернета.
Объяснение: