Контрольный диктант по русскому языку, 7 класс
Поздний ра(с,сс)вет
Тёмный поздний ра(с,сс)вет чуть брезж(е,и)т над болотами. Среди ч(ё,о)рных, гнилых
лугов, среди дымчатого кустарника, среди полей, п(а,о)крытых (не)ровными рядами
(с,з)жатого, но (не)убра(н,нн)ого льна, болота св(и,е)тились бело и слепо, как олово.
Озя(п,б)шие вороны ночевавшие в кустарнике уже пр(а,о)снулись и с голодным
карканьем перел(и,е)тали с места на место. Они л(и,е)ниво двигали крыльями, отяж(е,
и)левшими от ночной сырости.
В особе(нн,н)о низких местах на земле лежал плотный белый туман. Призрачные
верхушки кочек с пучками мёртвой травы, казал(а,о)сь, плавали на п(о,а)верхности тумана.
Вокруг, насколько хватало глаз, всё было мертво, пусты(н,нн)о очень тихо. Лиш(ь)
далеко на востоке тума(нн,н)ый воздух время от времени вздрагивал, как(будто) там мягко но
очень сильно хлопали большой дверью.
(В. Катаев.)
Грамматические задания:
1. Выпишите союзы и укажите, сочинительные они или подчинительные.
2. Выполните морфологический разбор одного сочинительного и одного подчинительного
союзов.
3. Выполните синтаксический разбор последнего предложения диктанта.
Слитное и дефисное написание сложных слов включает несколько типов правил:
1) общие правила слитного и дефисного написания слов;
2) слитное и дефисное написание сложных существительных;
3) слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и служебных частей речи имеет свою систему правил и будет рассмотрено при характеристике соответствующих частей речи.
2.14.1. Общие правила слитного и дефисного написания слов
1. Пишутся слитно сложные слова с элементами (независимо от их количества в слове): авто-, авиа-, аэро-, био-, библио-, вело-, гео-, гелио-, гидро-, графо-, зоо-, изо-, квази-, кино-, лже-, макро-, микро-, метео-, мото-, мульти-, нео-, палео-, поли-, псвевдо-, радио-, теле-, термо-, стерео-, фото-, фоно-, электро-.
Автошкола, авиабилеты, автомотовелогонки, аэросани, библиография, велотрек, гелиотерапия, геополитика, гидроузел, зоомагазин, киноплёнка, лжепророк, радиоволны.
Тема: любовь и бережное отношение ко всему живому и природе.
Основная мысль: Берегите землю!
Выпиши существительные, определи падеж:
(берегите что?) землю (в.п.)
(берегите кого?) жаворонка (в.п.)
(в чём?) зените (п.п.)
(берегите кого?) бабочку (в.п.)
(на чём?) стеблях (п.п.)
(стеблях чего?) повилики (р.п.)
(на чём?) тропинке (п.п.)
(берегите что?) блики (в.п.)
(на чём?) камнях (п.п.)
(кого?) краба (в.п.)
(над чем?) пустыней (т.п.)
(берегите что?) тень (в.п.)
(тень от чего?) баобаба (р.п.)
(берегите кого?) ястреба (р.п.)
(парящего над чем?) полем (т.п.)
(берегите что?) месяц (в.п.)
(над чем?) покоем (т.п.)
(берегите кого?) ласточку (в.п.)
(мекльуающую в чём?) жите (п.п.)
(берегите что?) землю (в.п.)
р.п. - родительный падеж
в.п. - винительный падеж
т.п. - творительный падеж
п.п. - предложный падеж