Кожа…ый портфель, жизне…ый во лимон…ый напиток, жестя…ая кружка, мысле…ый взор, тыкве…ое семя; царстве…ый жест, торфя…ые болота, мыши…ый писк, песча…ый берег, тума…ый день, стекля…ый шар, берестя…ой ковш, глиня…ая ваза, витами…ый набор, ветре…ый день; льви...ое семейство, тополи...ый пух, травя…ой покров, таинстве…ый шорох.
ВСТАВИТЬ НН ИЛИ Н
Слово, речь — показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры.
Речевая деятельность (общение, коммуникативный акт) имеет социальный характер, поскольку она — часть общественной деятельности человека. Любая общественная деятельность невозможна без общения. Кроме того, есть виды деятельности, основу которых составляет общение. Это деятельность педагогов, преподавателей, юристов, политиков, журналистов, менеджеров, многих работников сферы обслуживания.
Общение — процесс, в котором участвует не менее двух человек: говорящий (адресант) и слушающий ( адресат).
Общение для человека — среда его обитания. Без этого процесса, как без воздуха, человек не может существовать. Общение организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта.
Талантливый педагог В.А. Сухомлинский писал: «Слово — тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное — приносит беду, словом можно убить — и оживить, ранить — и излечить, посеять смятение и безнадежность — и одухотворить, рассеять сомнения — и повергнуть в уныние, сотворить улыбку — и вызвать слезы, породить веру в человека — и заронить недоверие, вдохновить на труд — и привести в оцепенение силы души».
Из всех живых существ, обитающих на Земле, только человек наделен даром речи. Но уметь слушать, как и уметь говорить, — тоже искусство, которому надо учиться.
Назначение коммуникативно-речевого акта в жизни общества (социума), в жизни человека; этика общения; условия его эффективности давно привлекали внимание народа, создателя и носителя национального русского языка. Свое суждение обо всем этом народ выразил в метких, емких, образных пословицах и поговорках. На что же они обращают наше внимание, чему учат?
Речь, беседа, любой вид общения издавна ценятся за содержательность, они должны иметь внутренний смысл. Не случайно в древнерусском языке одно из значений слова смысл было «разум, рассудок, ум». В таком значении оно оставалось известным и в XIX в. Вспомним строчки из «Руслана и Людмилы» А.С. Пушкина: «Руслан томился молчаливо,/И смысл и память потерял». Таким образом, содержательность речи зависит от степени умственного развития говорящих, от их интеллекта. Это подтверждает и пословица «Красно поле пшеном, а беседа умом».
Содержательные лекции, выступления, диалоги приносят человеку радость, обогащают новыми знаниями. Недаром народ говорит: Хорошую речь хорошо и слушать, В чужой беседе всяк ума наберется. Пословицы имеют в виду не пустословие, а содержательный, умный разговор.
.Постоянные и непостоянные морфологические признаки существительного:
пост.: собственное\нарицательное, одушевлённое\неодушевлённое, род, склонение
непост.: число, падеж.
Постоянные и непостоянные морфологические признаки прилагательного:
пост.: качественное\относительное\притяжательное
непост.:полная\краткая форма, степень сравнения, число, род, падеж.
Постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола:
пост.: возвратный\невозвратный, совершенный\несовершенный вид, 1ое\2ое спряжение, переходность.
непост.:изъявительное (время, число, падеж, лицо, род)\повелительное (число)\сослагательное (число,род)
2.Два глагола: ложится, глядится; два существительных: ночь, луна.