Краткие теоретические сведения ! Как составить высказывание на лингвистическую тему?
1) Вступление. Придумайте начальную фразу, формулирующую тему вашего
высказывания, используйте цитаты.
2) Продумайте размещение отдельных частей высказывания (составьте простой
план).
3) Сохраняйте стилевое единство, используйте языковые средства
характеристики для научно-учебного стиля речи.
4) Приведите примеры.
5) Сделайте вывод.
! Критерии оценивания монологического высказывания: !
1) Соответствие теме и полнота раскрытия.
2) Правильность речи, соответствие нормам (синтаксическим, лексическим,
орфоэпическим, грамматическим).
3) Логичность.
4) Эрудиция.
5) Выразительность.
Задание 1. Составить высказывание на заданную тему.
Вариант 1
Сферой употребления вопросительных предложений является диалог,
поскольку основное назначение их - поиск неизвестной информации, а это
возможно только в диалогической речи ".
Вариант 2
Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о
нём можно судить и по языку, которым он выражается.
Вариант 3
Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей
личности, нашей души, ума.
В лесу приятно гулять в любое время года. Его природа всегда разнообразна и неизменно красива. Очень интересно наблюдать за лесными жителями: белками, зайцами, мелкими птичками, иногда удается повстречать ежа. Мне кажется, самое лучшее место для животных – это лес, естественный ареал обитания. Я всегда с грустью наблюдаю за тем, как животные томятся в тесных клетках зоопарка или вынуждены выступать в цирке, выполняя трюки за еду. На мой взгляд, лучшего времени для прогулок в лесу, чем начало октября, не найти. В это время еще достаточно тепло, много солнечных дней, а лес уже успел преобразиться. Он сменил зеленую листву на яркую желтую и красную, словно принарядился к празднику. Идешь в один из таких дней по лесу с корзинкой, солнышко ласково греет сквозь просветы в листьях, и настроение сразу становится солнечным и теплым.
Лес наполнен ароматами опавшей листвы, трав, грибов. Вдыхать этот запах очень приятно, кажется, что ты наполняешься здоровьем и энергией. Моя бабушка хорошо разбирается в грибах. Я люблю ходить в лес именно с ней. Мы ходим вдвоем и когда я нахожу гриб, то обязательно показываю ей. Если она одобряет, кладу в корзину. Потом, вечером, мы жарим с ними картошку. Ох и вкуснятина получается!
Иногда мы ходим в лес с родителями на пикник, разжигаем костер и жарим на нем мясо или сосиски. Этот процесс очень увлекательный. Потом мы всей семьей садимся на пеньки и кушаем еду, приготовленную на свежем воздухе.
Моя собака Лора очень любит, когда я беру ее с собой в лес. Там она бегает за палкой, роет носом землю и принюхивается к незнакомым запахам. Она весело лает и прыгает вокруг меня. Мы вместе бегаем и играем в подвижные игры.
Лес, на мой взгляд, - это прекрасное место, где можно оздоровиться, отдохнуть от шума и пыли большого города и просто весело провести время с семьей или друзьями.
Я КОНЕЧНО НЕ ЗНАЮ СКОЛЬКО ЗДЕСЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ,НО СТАВЬ ПРОСТО МНОГО ТОЧЕК И ВСЁ)))
ОТВЕЧАТЬ НА ВСЕ ВОПРОСЫ
Чтение
Задание 1
Прочитайте внимательно текст и дайте развернутые ответы на вопросы.
В доме одного мудреца любили собираться ученые мужи и обсуждать на разных языках важные дела. Однажды стали они рассуждать, какая профессия самая важная.
– Каждому нужно образование, – говорил один мудрец. – Значит профессия учителя самая нужная.
– Благодаря строителям у нас есть дома и прекрасные здания, – возразил второй.
– А как же обойтись без музыкантов, поэтов и художников. Они делают нашу жизнь яркой! – воскликнул третий мудрец.
Во время этого спора в комнате находился молодой повар мудреца, который сказал:
– О светлейшие! Вы ничего не сказали о профессии повара.
Но хозяин велел ему прикусить язык и не вмешиваться в разговор умных людей.
– Иди на кухню и займись делом! И помни, что труд повара не так уж и важен.
Юноша молча покинул комнату.
В этот день хозяин сам готовил обед, так как его молодой повар куда-то исчез. Друзья мудреца остались недовольны его угощениями и быстро разошлись по домам. Вскоре мудрец нанял другого повара. Но тот готовил ужасно, и с этого времени гости хозяина и носа не показывали в его доме. Тогда мудрец разыскал своего бывшего повара и сказал ему:
– Я ошибался. Профессия повара не менее значима, чем все остальные. Твое ремесло – это искусство.
После этих слов повар вернулся. А вместе с ним вернулись и вкусные обеды. Друзья мудреца вновь стали приходить к нему.
И решили с тех пор мудрецы, что все профессии на Земле важны и нужны людям. Главное, чтобы люди делали свою работу на совесть.
- Какие профессии, по мнению мудрецов, были самые важные? Какие нет?
- Почему в дом мудреца не стали приходить гости?
- Можно ли среди всех профессий выделить самую главную?
- В чем заключается поучительный урок данной притчи?
1. Выпишите из текста примеры, которые будут являться синонимами к слову профессия.
Объясните, для чего, с какой целью автор использует ряд синонимов в этом тексте.
2. Выпишите из текста слово (слова) в переносном значении. Запишите прямое и переносное значение этого слова.
3. Выпишите из текста выделенные слова, подберите к ним антонимы.
4. Выпишите из текста слово, имеющее омоним, и составьте с этим словом два предложения, чтобы доказать правильность вашего суждения.
5. Вспомните, что такое фразеологизмы? Вам в тексте встретился фразеологизм. Какой? Что он означает?
6. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
2. Прочитайте текст и сформулируйте два вопроса, которые будут отражать отношение к содержащейся в тексте информации.
Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор".
Схема выставления
Чтение
№ задания № вопроса Критерии для обучающихся
1 1 2 ставится, если обучающийся записал 2 синонима.
ставится, если обучающийся объяснил, для чего, с какой целью автор использует в тексте ряд синонимов (один из пунктов).
2 2 ставится, если обучающийся записал 1 и более слов в переносном значении,
ставится, если обучающийся записал прямое и переносное значение слов.
3 2 ставится, если обучающийся подобрал 5 антонимов к выделенным словам.
ставится, если обучающийся подобрал 1-4 антонимов к выделенным словам.
4 2 ставится, если обучающийся выписал слово, имеющее омоним.
ставится, если обучающийся записал два предложения с использованием слов-омонимов.
5 2 ставится – объяснил, что значит «фразеологизм»
ставится – нашел фразеологизм в тексте, объяснил,сто обозначает.
6 3 ставится за разбор предложения по членам
ставится за синтаксическую характеристику предложения
ставится за отсутствие орфографических, пунктуационных, речевых ошибок.
2 1 2 ставится, если обучающийся правильно сформулировал два вопроса, отражающих отношение к содержащейся в тексте информации.
ставится, если обучающийся правильно сформулировал один вопрос, отражающий отношение к содержащейся в тексте информации
Письмо
Задание 2
Рассмотрите рисунки 1 и 2. Подумайте, о чем они? Выберите один рисунок. Подберите название для него и напишите текст (объем письменной работы 100-150 слов), передающий основное содержание рисунка. При написании используйте слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова, заимствованные слова, эмоционально окрашенные слова; гиперболы, эпитеты, сравнения (по необходимости, уместно).
Объяснение: