Маршрутный лист урока русского языка в 8 Б классе
22.04.20. Тема урока: Контрольное сжатое изложение
СРОК написании: ДО 23.04.20 19.00 часов Инструкция к выполнению сжатого изложения.
Дорогие ребята! Сегодня Вам предстоит написать итоговое изложение.
Внимательно текст, который вам предстоит письменно изложить (можно записывать ключевые слова, отдельные фразы). При первом необходимо проникнуть в суть текста, т.е. понять его основную мысль, следить за логической связью микротем и запомнить их последовательность текст второй раз, уточните, правильно ли запомнили последовательность изложения событий, мыслей.
• Обратите внимание на фактическую сторону: даты, имена, фамилии, время и место действия и др.
• При редактировании постарайтесь избавиться от тяжеловесных предложений. В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать какие-то слова, оказавшиеся лишними.
• Медленно перечитайте предложение, в котором проделаны какие-либо изменения, проверьте:
- нет ли у вас грамматических ошибок,
- не нарушена ли связь слов,
- не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или последующей (так вы избежите одной из самых рас ошибок - неоправданного повтора слов).
• Проверьте последовательность изложения содержания: не нарушена ли логика развёртывания темы; нет ли неоправданной перестановки частей (микротем) текста; правильно ли членится текст на абзацы (абзаца должно быть три!)
• Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь - замените другим словом); разберите предложение с точки зрения обоснованности употребления в них знаков препинания.
• Помните, что, сжато излагая текст, необходимо правильно определить основные микротемы, передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
• Количество абзацев в сжатом изложении (ТРИ!) должно соответствовать количеству микротем исходного текста. Читая выполненную работу, проверяющий устанавливает соответствие содержания работы ученика перечисленным микротемам, их количеству и последовательности.
• Объем изложения - не менее 70 слов.
• Писать следует аккуратно, разборчивым почерком.
• При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако нужно использовать авторские ключевые слова и словосочетания.
• Что должно остаться в тексте: то содержание, без которого был бы неясен или искажен авторский замысел. Ключевые слова и микротемы - опора для определения главной информации.
• Что подлежит компрессии: подробности, повторы, детали, конкретные примеры.
Желаю Успеха!
Эталон выполнения оценочного материала
Микротемы:
1 абзац: Слово «культура» многогранно.
2 абзац:Истинная культура всегда направлена на воспитание и образование.
3 абзац: Культура – огромный океан творчества, места хватит всем, для каждого найдётся дело.
Критерии оценивания учебных достижений
За сжатое изложение выставляется 2 отметки: первая за написание текста, передачу основной информации, раскрытие микротем, сжатие текста. Вторая за грамотность и фактическую точность.
ТЕКСТ
Слово «культура» многогранно. Что же в первую очередь несёт в себе истинная культура? Она несёт в себе понятие духовности, свет, знание и истинную красоту. И если люди поймут это, то наша страна станет процветающей. И потому было бы очень хорошо, если бы в каждом городе и посёлке был свой центр культуры, центр творчества не только для детей, но и для людей всех возрастов.
Истинная культура всегда направлена на воспитание и образование. И во главе таких центров должны стоять люди, хорошо понимающие, что такое настоящая культура, из чего она складывается, каково её значение. Ключевой нотой культуры могут стать такие понятия, как мир, истина, красота.
Было бы хорошо, если бы культурой занимались люди честные и бескорыстные, беззаветно преданные своему делу, уважающие друг друга. Культура – огромный океан творчества, места хватит всем, для каждого найдётся дело. И если мы все вместе станем участвовать в её создании и укреплении, то вся планета наша станет прекраснее.
Куры(множ.число,И.п.) влезли на стол(муж.род,В.п.) в саду(муж.род.П.п.).
Они стали склевывать из тарелок(множ.число,Р.п.) кашу(жен.род,В.п.).
Кот(муж.род,И.п.) прокрался к курам(множ.число,Д.п.) и с победным криком(муж.род.,Т.п.) прыгнул на стол(муж.род,В.п.).
Куры(множ.число,И.п.) с писком(муж.род,Т.п.) взлетели и бросились удирать из сада(муж.род,Р.п.).
Впереди мчался петух(муж.род,И.п.).
За ним нёсся кот(муж.род,И.п.).
Передней лапой(жен.род,Т.п.) он бил петуха(муж.род,В.п.) по спине(жен.род,Д.п.).
От петуха(муж.род,Р.п.) летели пыль(жен.род,И.п.) и пух(муж.род,И.п.).
С тех пор куры(множ.число,И.п.) опасались воровать.
А кот(муж.род.И.п.) ходил по дому(муж.род,Д.п.) и саду(муж.род,Д.п.), как хозяин(муж.род,И.п.) и сторож(муж.род.И.п.).
1. Когда я вошел в класс, у меня зазвонил мобильный телефон.(Войдя в класс, я услышал, что у меня зазвонил мобильный телефон)
2. Когда я включил телевизор, начался интересный фильм.(Включив телевизор, я увидел, что начался интересный фильм).
3. Когда я подходил к дому, пошел дождь (Подходя к дому, я увидел, что пошел дождь) .
4. Когда я делал уроки, кто-то позвонил в дверь (Делая уроки, я услышал, как кто-то позвонил в дверь).
5. Когда долго разговаривал по телефону, у меня заболело ухо (Долго разговаривая по телефону, почувствовал, что у меня заболело ухо).
6. Когда я написал сочинение, у меня устала рука (написав сочинение, ощутил, что у меня устала рука).
7. Пока я читал книгу, чай остыл (Читая книгу, я не заметил, как чай остыл).
8. Когда я пришел в магазин, он оказался закрыт (Придя в магазин, я увидел, что он закрыт).
9. Когда я подплывал к берегу, меня накрыла волна ((Подплывая к берегу, я почувствовал, как меня накрыла волна).
10. Когда я позвонил в дверь, меня охватило сильное беспокойство (Позвонив в дверь, я ощутил сильное беспокойство)