мне через 1 час сдавать кто всё сделает Семь чудес Казахстана
У каждого народа существуют свои «чудеса» - сокровища культурного наследия. У казахского народа тоже существуют свои чудеса. К ним относятся семь наиболее ярких явлений культуры: наскальные изображения урочища Тамгалы, Золотой человек, домбра, юрта, мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи, подземные мечети Мангистау, Байтерек.
Первое чудо Казахстана - это наскальные изображения урочища Тамгалы. Их обнаружила экспедиция Института истории в 1957 году.
Второе чудо Казахстана – это Золотой человек. Уже сама находка Золотого человека произвела фурор в научном мире.
Третьим чудом Казахстана является домбра. Во время раскопок города Койкырылган около Арала нашли скульптуру глиняного человека с домброй в руках, датируемый третьим – четвертым веком до нашей эры.
Четвертым чудом являются подземные мечети Мангыстау. Они находятся в труднодоступных местах полупустынной зоны Мангистау. Климат здесь жесткий: жгучее солнце, песчаные бури, что и заставило древних жителей полуострова искать уединения в скалах.
Мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи, построенный в городе Туркестане в 1396 - 1399 годы по приказу эмира Тимура персидскими мастерами, является храмом - шедевром центрально – азиатского зодчества, собравшим в себе архитектурные наследия веков. В июне 2003 года мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи внесен в список Мирового наследия ЮНЕСКО.
Юрта – один из древнейших типов передвижного жилища, широко распространённого в среде кочевых народов.
«Байтерек» означает дерево жизни, которое растёт у Мировой реки на стыке миров. Корни дерева жизни удерживают землю, а крона подпирает небо. Каждый год в кроне Байтерека священная птица Самрук откладывает золотое яйцо – Солнце, которое проглатывает дракон Айдахар, живущий у его подножья, что символически означает смену лета и зимы, дня и ночи, борьбу добра и зла.
1. В каком году мавзолей Ходжи Ахмет Яссауи внесен в список Мирового наследия ЮНЕСКО?
А) в 2005 Б) в 2003 В) в 2004
2. Определите тему текста.
А) о семи чудесах мира
Б) о семи чудесах Казахстана
В) об особенности природы Казахстана
3.Выпишите из текста порядковые числительные.
4. Найдите в тексте личные местоимения и выпишите их.
5. Составьте один толстый вопрос к тексту.
6. Найдите эпитеты и выпишите их.
7. Образуйте и запишите возвратные глаголы.
Радуешь – , обнимать – , удивлять – , закрывает – .
2. Письмо и использование языковых единиц.
Напишите эссе (объем 70-80 слов) на одну из предложенных тем, учитывая особенности текста-описания, используйте простые и сложные предложения.
1. Существует ли проклятие фараонов?
2. Хочу рассказать вам об одном из чудес света.
3. Зима в наших краях.
4. Климат в Южном Казахстане.
– Должна же я стерпеть двух-трёх гусениц, если хочу познакомиться с бабочками. Они, наверно, прелестны. А то кто же станет меня навещать?(Антуан де Сент-Экзюпери)
«Добрый день... день.. день...», – откликнулось эхо. – Кто вы? – спросил маленький принц.
«Кто вы... кто вы... кто вы...», – откликнулось эхо. (Антуан де Сент-Экзюпери)
– Гнилая вода! Ни черта не стоит твоя гнилая вода.
– Не стоит, по-твоему? А ты пробовал?
– Нет, я не пробовал. А вот Боб Таннер пробовал.
– Кто это тебе сказал?
– Как кто? Он сказал Джефу Тэтчеру, а Джеф сказал Джонни Бэккеру, а Джонни сказал Джиму Холлису, а Джим сказал Бену Роджерсу, а Бен сказал одному негру, а негр сказал мне. Вот как было дело! (М. Твен)
– Кому нужна голова без плечей? – подумала бедная Алиса. (Л. Кэрролл)
Вскоре я увидел охотника, у которого в руках было ружьё. – Послушай, – обратился я к нему. – В кого это ты стреляешь? Нигде не видно ни зверя, ни птицы. (Э. Распе)
Относитнльные:
Алиса догадалась задолго до того, какПовариха вошла в зал, – так дружно принялись чихать все, кто сидел у входа.(Л. Кэрролл)
Боюсь, что у тех, кто не знает нашей планеты, сложится о ней неверное представление. (Антуан де Сент-Экзюпери)
Незнайке удалось доказать Кнопочке, что лучше всего волшебная палочка, потому что тот, кто ею владеет, может достать себе всё, что угодно. (Н. Носов)
– Ну, тогда это так и есть. Все говорят,что она ведьма. (М. Твен)
Том знал, что когда его имя произносят полностью, это предвещает какую-нибудь неприятность. (М. Твен)
Контрольные вопросы и задания
1. Что общего у частиц с предлогами и союзами, и чем частицы отличаются от них?
Предлоги, союзы и частицы - служебные части речи (они не отвечают на вопрос и не являются членами предложения). Это их роднит. Частица выполняет другую роль, чем предлоги и союзы. Частица - это служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слов.
Например: Паду ли я, стрелой пронзённый? (А.Пушкин). Давайте говорить друг другу комплименты! (Б. Окуджава).
2.Назовите разряды частиц. Чем по значению они отличаются друг от друга?
Среди частиц выделяются формообразующие и модальные. Формообразующие дают формы повелительного и условного наклонения. Например: Давай пойдём в поход! Хотелось бы пойти в поход.
Модальные вносят в предложение различные смысловые оттенки, служат для выражения чувств и отношений говорящего. Например: Вот так сюрприз! Разве так можно?
3.Приведите примеры смысловых частиц и расскажите, для чего они служат в предложении.Модальные частицы ещё называют смысловыми. Смысловые частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чем говорится в предложении.Эти частицы выражают вопрос, восклицание, указание, уточнение, усиление, отрицание, смягчение требования. Например: ли, разве, неужели, что за, как, вот, вон, вряд ли, едва ли, именно, как раз, только, лишь, исключительно, почти, даже, ни, уж, ведь, все-таки, -то, же.
4.Когда ни является отрицательной частицей?
Отрицательное значение в предложении без подлежащего: Вокруг ни души.
Усиление отрицания в предложениях с частицей ни и со словом нет: Не пришёл ни один человек.
Обобщённое утверждение в придаточных уступительных: Что ни говори, жизнь прекрасна.
5.Какие частицы пишутся через дефис?
Через дефис пишутся частицы: -то, -либо, -нибудь, кое- (кой-) в составе неопределенных местоимений и наречий, например: что-то, что-либо, кое-какой.
Частицы -таки, - с, -то, -де, -ка, -тка пишутся через дефис: пришёл-таки, хорошо-с, он-то, скажите-ка, ну-тка.
6.Когда пишется отрицательная частица НЕ, а когда - НИ?
Частица не - отрицательная, частица ни - усилительная. Их надо различать по значению. Частицу не пишем в простом восклицательном предложении с частицами уж, только, в вопросительном - с частицами ли, неужели; в придаточном предложении времени с союзами пока не, покамест не; если в главном предложении есть отрицание с не, нет, то в придаточном пишем не.
Частицу ни пишем при соединении ни-ни; при отрицательном значении сказуемого; для усиления обобщённого утверждения в придаточной части: как ни, сколько ни, куда ни, где ни, кто ни, что ни.
7.Составьте сложный план ответа о частице как части речи и расскажите о ней, приводя свои примеры.
План ответа
1. Частица как служебная часть речи.
2. Разряды частиц (модальные и формообразующие).
3. Производные и непроизводные частицы.
4 Их роль в языке.
Смысловые частицы чаще всего употребляются в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи.