1Разбор предложения начните с объяснения, почему в конце предложения выбран тот или иной знак препинания (точка, восклицательный знак, знак вопроса, многоточие и т.п.). Для этого необходимо определить цель высказывания в предложении и его эмоциональную окраску.2Если предложение содержит законченное сообщение, то оно является повествовательным. Если о чем-то спрашивается, то предложение вопросительное, а если присутствует побуждение к действию или приказ – то оно побудительное. Восклицательные интонации требуют постановки восклицательного знака. Когда же речь прерывается паузой или в ней есть недосказанность, то ставится многоточие.3Далее определите, какой является конструкция предложения – простой или сложной. Если предложение сложное, выясните, из какого количества частей оно состоит и какова связь между ними – сочинительная, подчинительная, союзная или бессоюзная. Таким образом вы сможете объяснить причину выбора знаков, которые разделяют все эти части.4Проанализируйте функции знаков препинания в простом предложении или знаков в каждой из частей сложного предложения по очереди. Найдите и объясните выделяющие и разделяющие знаки в предложении или его частях.5Выделяющие, или выделительные знаки (запятая, тире, двоеточие, двойные знаки - скобки, кавычки) используются для выделения компонентов, которые осложняют простое предложение. Это вводные слова, словосочетания и предложения, обращения, однородные члены предложения, обособленные определения или приложения, обстоятельства и дополнения, уточняющие и пояснительные члены предложения.6Разделяющие, или разделительные знаки употребляются для разделения однородных членов предложения в простой конструкции или разделения простых предложений в сложной (запятая, точка с запятой, тире, двоеточие).7В том случае, если в предложении присутствует прямая речь, найдите и выделите слова автора и, собственно, саму прямую речь, которая может находиться в любой позиции – перед словами автора, после них или прерываться ими. Помните, что если прямая речь находится перед словами автора или после них, ставятся четыре знака препинания (в отображении конструкции прямой речи). Если же прямая речь прерывается словами автора, соблюдается «закон семи», т.е. семи знаков препинания в отображении прямой речи.8Чтобы облегчить пунктуационный разбор предложения, выполните его пунктограмму графически. Если в вашем предложении несколько пунктограмм, объясняйте каждую из них отдельно.9Подчеркните грамматические основы, выделите однородные члены предложения. Начертите схему предложения, сделав графическое обозначение мест, где необходимо поставить знаки препинания.
сложное бессоюзное предложение. 1и 2 предложение -Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если эти части тесно связаны между собой по смыслу,
2и3 предложение-Если части бессоюзного сложного предложения более отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые, то между частями предложения ставится точка с запятой
В этот выходной мы классом отправились в зоопарк. Осень только тронула деревья первой желтизной, было тепло. Настроение — хорошее еще и потому, что родители дали мне деньги и на карманные расходы. Я чувствовал себя взрослым. По дороге то в одном, то в другом киоске покупал себе угощение. Учительница сказала мне: «А денег у тебя на билет в зоопарк хватит?» Вместо ответа я похлопал себя по карману. Когда мы подошли к кассам зоопарка, оказалось, что я просчитался. Денег на билет не хватало. А ведь папа, вручая мне деньги, посоветовал купить какое-нибудь угощение для животных. На территории зоопарка есть киоск, где продают лакомства для зверей и птиц. Я растерянно смотрел на ребят, которые уже купили билеты. «А ведь я предупреждала, — сказала учительница, — чтобы ты не тратил деньги бездумно. Вот что теперь делать?» Воцарилось молчание. Один мальчик сказал: «У меня осталось только на мороженое и обратный проезд домой». Чувствовалось, что и другие одноклассники не тешили выручать меня. Ведь они видели, как безалаберно я распорядился родительскими деньгами. Тогда Инна, моя соседка по парте, сказала: «Я обойдусь без мороженого. Вот тебе деньги на билет». «А мне нельзя мороженого. У меня горло болит», — поддержал Инну Игорь. И вдруг со всех сторон потянулись ко мне руки с деньгами... «Не зря говорит пословица: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», — сказала учительница. — Конечно, нас в классе не сто, но желания товарищу ребятам не занимать».
[ = — ],[ = — ]; [ — = ].
1.Мчатся тучи,2 вьются тучи; 3 невидимкою луна освещает снег летучий .
сложное бессоюзное предложение.
1и 2 предложение -Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если эти части тесно связаны между собой по смыслу,
2и3 предложение-Если части бессоюзного сложного предложения более отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые, то между частями предложения ставится точка с запятой