Мы ехали пароходом до Нижнего Новгорода очень долго, любовались
волжскими просторами, и я хорошо помню эти первые дни насыщения
красотою.
К счастью, установилась хорошая, не очень ветреная погода. С утра
до вечера я с бабушкой на палубе, под ясным небом, между позолоченных
осенью, шелками шитых берегов Волги. Не торопясь, лениво и гулко бухая
лопастями колёс по серовато-синей воде, тянется вверх по течению
белоснежный пароход. Незаметно плывёт над Волгой солнце. Каждый
час вокруг всё ново, всё меняется; зелёные горы - как пышные складки на
богатой одежде земли. По берегам стоят города и сёла, точно пряничные;
золотой осенний лист плывёт по воде, а воздух прозрачен и сух.
Помню детскую радость бабушки, когда она увидела церкви, которые
будто летели в небо.
— Ты гляди, как хорошо-то! — говорила бабушка, переходя от борта к
борту, и вся сияла.
Часто она, заглядевшись на эту красоту, забывала обо мне: стоит у
борта, сложив руки на груди, улыбается и молчит, а на глазах блестят слёзы.
Я дёргаю её за тёмную цветастую юбку.
- А? - встрепенётся она. - А я будто задремала да сон вижу. Не
пугайся, это слёзы радости.
И начинает рассказывать мне какие-то диковинные истории о добрых
разбойниках, о святых людях, о всяком зверье и нечистой силе.
Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклоняясь к моему лицу,
заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце моё
силу, приподнимающую меня. Говорит, точно поёт, и чем дальше, тем
складней звучат слова. Слушать её невыразимо приятно. Я слушаю, и
— Ещё!
Вокруг стоят матросы, бородатые ласковые мужики, и они тоже
слушают, смеются, хвалят её. И просят:
- А ну, бабушка, расскажи ещё чего!
Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись
в памяти моей, похожие на цветы, ласковые, яркие, сочные. Когда она
улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая
невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы.
Несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось
молодым и светлым. Вся она - тёмная, но светилась изнутри - через глаза
— неугасимым, весёлым и тёплым светом. Хотя бабушка была сутулая,
почти горбатая, очень полная, двигалась она легко и ловко. Точно
большая кошка, — она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь.
До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она,
разбудила, вывела на свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить,
сплела всё в разноцветное кружево. Бабушка сразу стала на всю жизнь
другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком.
Её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой
для трудной жизни.
“Капитанская дочка” – глубоко народное произведение. Пушкин провел огромную работу по поиску материала для написания повести: читал архивные материалы, общался с очевидцами пугачевского восстания, собирал народные песни, пословицы, поговорки. Поэтому повесть можно назвать исторической и близкой к простым русским людям.
Почти все эпиграфы к главам взяты из народного творчества. Особое место в произведении занимает “заунывная бурлацкая” песня “Не шуми, мати зеленая дубравушка” из главы “Незваный гость”. Ее очень
вдохновило как пели разбойники на пиру, посвященном взятию крепости.
Именительный есть что? сто девяносто пять рублей
Родительный нет чего? ста девяноста пяти рублей
Дательный рад чему? ста девяноста пяти рублям
Винительный вижу что? сто девяносто пять рублей
Творительный оплачу чем? ста девяноста пятью рублями
Предложный думаю о чём? о ста девяноста пяти рублях
И.п (есть что?). обе подруги
Р.п. нет чего? обеих подруг
Д.п. рад чему? обеим подругам
В.п. вижу что? обеих подруг
Т.п. любуюсь кем? обеими подругами
П.п. думаю о ком? об обеих подругах
Именительный есть что? семьсот восемьдесят учащихся
Родительный нет чего? семисот восьмидесяти учащихся
Дательный рад чему? семистам восьмидесяти учащимся
Винительный вижу что? семьсот восемьдесят учащихся
Творительный любуюсь чем? семьюстами восьмьюдесятью
учащимися
Предложный думаю о чём? о семистах восьмидесяти учащихся
Именительный Кто? Что? тро́е братьев
Родительный Кого? Чего? трои́х братьев
Дательный Кому? Чему? трои́м братьям
Винительный Кого? Что? троих братьев
Творительный Кем? Чем? трои́ми братьями
Предложный О ком? О чем? трои́х братьях