На рисунке представлены древний разрушенный город и стражи города. На рисунке представлена история принцессы. На рисунке описан рассвет в современном европейском городе
текст – это некоторое количество предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. в отдельных случаях тексты могут быть образованы даже одним предложением (простым или сложным). навык определения основной мысли текста требуется не только ученикам и студентам, но и любому человеку. большие массы информации можно обрабатывать быстро и качественно, владея методикой выделения основного смысла материала. таким образом значительно увеличиваются объёмы обрабатываемых текстов, повышается эффективность работы и снижаются временные затраты.
как выделить основную мысль текста? нюансы есть несколько нюансов, которые нужно учитывать в процессе определения основной мысли текста. важно при чтении материала сразу обращать внимание на тема-рематическую цепь, следить за развитием логики повествования. тема – это известные данные, рема – новая информация. зачастую логическое развитие текста, чередование тем и рем, подсказывает его основной смысл.просматривая или внимательно читая текст, нужно отмечать ключевые слова, несущие наибольшую смысловую нагрузку. они регулярно повторяются, часто используются их синонимы. определяя основную мысль текста, понадобится вспомнить ключевые слова и словосочетания.при чтении текста желательно следить за делением на абзацы, наличием подзаголовков. большую роль играет заглавие материала, но оно далеко не всегда прямо отражает основную мысль.определение основной мысли текста неразрывно связано с выяснением идеи и темы. желательно постараться уловить центральную тему, а также воспроизвести авторскую идею, вкладываемую в текст. основная мысль – своеобразное соединение темы с идеей. в ней реализуются авторский замысел, авторская оценка.нужно уметь гармонично сочетать детальное исследование текста со способностью охватить его в целом. соединение анализа и синтеза – лучший вариант изучения любого материала. алгоритм определения основной мысли текста существует определённый алгоритм, по которому определить основную мысль текста не составит труда. прочтите текст, обратите внимание на абзацы и подзаголовки, заглавие и ключевые слова.ответьте на вопрос: что является главным для автора данного текста? что его интересует? в теме должен быть обозначен предмет речи. зачастую она отражается в заголовке. стоит учесть, что заголовки также бывают метафорическими, парадоксальными и ассоциативными. недостаточно опираться только на смысл заголовка, выделяя основную мысль.постарайтесь определить главную автора. ответьте на вопрос: что желал высказать автор по данной теме? возможно несколько вариантов: автор акцентирует внимание на актуальном вопросе; в тексте выражено авторское отношение к проблеме; автор описывает происходящее и передаёт конкретную информацию.подумайте, в чём заключаются особенности авторского восприятия? как освещаются проблемы автором? какова его позиция? как именно автор оценивает явления и предметы? таким образом вы определите идею текста, его основное направление, цель повествования.постарайтесь дать ответ на вопрос: почему авторская позиция именно такая? какова аргументация автора? какие он приводит факты, доказательства, обосновывая своё мнение, оценку? найдите в тексте художественные приёмы, направленные на убеждение читателя, внушение. возможно, в материале есть экспрессивные выражения, гиперболы, метафоры и другие образные средства.определите в тексте авторские выводы. иногда главная мысль уже оформлена в виде конкретного вывода. если основная мысль не сформулирована, постарайтесь написать её самостоятельно. используйте стиль и речевые средства автора текста, выполняя эту работу. желательно, чтобы основная мысль была оформлена так, как её высказал бы сам автор. в тех случаях, когда основную мысль текста требуется определить не в рамках учебной программы, а для собственных целей (улучшения восприятия, ускорения запоминания материала), её можно записать своими словами.
Мы живём в красивом городе . каждая улица, проспект, бульвар здесь индивидуальны, не похожи на остальные. с каждым днем наш город преображается, становится лучше, красивее, чище. сейчас архитекторы специально работают над тем, чтобы улицы выглядели гармонично, были выдержаны в одном стиле и любая деталь (киоск, магазин, фонарь) определялась общим стилем. я считаю, что это замечательно и совершенно правильно. каждый уголок, каждая улица в нашем городе будут наделены собственной атмосферой, стилем, характером. когда-то давно наш город был намного меньше, улицы в нем были небольшими. но всегда была одна главная, центральная улица — улица артема. именно по ней впервые в городе стали двигаться автобусы и троллейбусы; на этой же улице расположена и главная площадь города, и самые крупные театры: кинотеатр имени шевченко, драмтеатр, театр оперы и ; на улице артема находится и центральная библиотека имени н. к. крупской. здесь же позлее построили два самых больших в городе универмага. город рос в ширину и в высоту, менялся в соответствии со временем и модой, обретал и значимость. а улица артема так и осталась центральной. сейчас на этой улице расположилось множество магазинов, бутиков, салонов красоты, кафе и ресторанов. витрины магазинов пестрят разнообразной рекламой, а через большие прозрачные стекла на прохожих смотрят манекены в самой модной и красивой одежде. но больше всего мне нравится улица артема в вечерние часы, когда она озаряется светом сотен фонарей и блеском неоновых огней; когда на площади звучит музыка, проходят дискотеки и концерты. а в теплое время года взлетают вверх блестящие брызги множества фонтанов, самый большой и интересный из которых — поющий фонтан. его большие и маленькие струи постоянно пляшут на разной высоте в такт музыке, и фонтан словно превращается в сказочное, живое существо. улица, и особенно центральная площадь, в это время всегда наполнена людьми всех возрастов. сюда приходит молодежь — пообщаться, послушать концерт, найти новых друзей и встретиться со старыми. сюда приводят мамы своих малышей, для которых устраиваются всевозможные развлечения. здесь можно встретить и людей пожилого возраста, задумчиво сидящих на лавочках либо за тем, что происходит вокруг. вечером оживает и кинотеатр — у входа собираются группы желающих посмотреть очередной, самый новый, захватывающий фильм. загораются и сверкающие огни развлекательных клубов, из которых доносится бодрая современная музыка. центральная улица живет насыщенной, веселой, наполненной звуками и красками жизнью. а стоит сделать несколько шагов в сторону, и вы попадете в совершенно другую атмосферу тихого бульвара, где днем можно не спеша побродить в тени густых деревьев, вечером посидеть в таинственном свете фонарей. на бульваре можно полюбоваться самыми разнообразными живописными картинами, выставка которых находится здесь почти всегда. тут и большие полотна, на которых бушует сердитое море или простирается бескрайняя голубая даль; и манящие яркими красками пейзажи и цветочные этюды; и маленькие современные миниатюры на различные темы. мне нравится мой город. нравится его центральная улица — мир, живущий своей жизнью. с одной стороны, это удобно — городские жители не знают, что такое осенняя слякоть и грязь. но с другой — летней порой под назойливыми лучами солнца асфальт раскаляется до неимоверной температуры. настоящий лес многоэтажек, увы, также не дарит прохлады. что же делать изможденному от летнего зноя городскому жителю, оказавшемуся по воле судьбы в серой бетонной пустыне? словно мираж перед взором уставшего путника возникает городской парк.
текст – это некоторое количество предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. в отдельных случаях тексты могут быть образованы даже одним предложением (простым или сложным). навык определения основной мысли текста требуется не только ученикам и студентам, но и любому человеку. большие массы информации можно обрабатывать быстро и качественно, владея методикой выделения основного смысла материала. таким образом значительно увеличиваются объёмы обрабатываемых текстов, повышается эффективность работы и снижаются временные затраты.
как выделить основную мысль текста? нюансы есть несколько нюансов, которые нужно учитывать в процессе определения основной мысли текста. важно при чтении материала сразу обращать внимание на тема-рематическую цепь, следить за развитием логики повествования. тема – это известные данные, рема – новая информация. зачастую логическое развитие текста, чередование тем и рем, подсказывает его основной смысл.просматривая или внимательно читая текст, нужно отмечать ключевые слова, несущие наибольшую смысловую нагрузку. они регулярно повторяются, часто используются их синонимы. определяя основную мысль текста, понадобится вспомнить ключевые слова и словосочетания.при чтении текста желательно следить за делением на абзацы, наличием подзаголовков. большую роль играет заглавие материала, но оно далеко не всегда прямо отражает основную мысль.определение основной мысли текста неразрывно связано с выяснением идеи и темы. желательно постараться уловить центральную тему, а также воспроизвести авторскую идею, вкладываемую в текст. основная мысль – своеобразное соединение темы с идеей. в ней реализуются авторский замысел, авторская оценка.нужно уметь гармонично сочетать детальное исследование текста со способностью охватить его в целом. соединение анализа и синтеза – лучший вариант изучения любого материала. алгоритм определения основной мысли текста существует определённый алгоритм, по которому определить основную мысль текста не составит труда. прочтите текст, обратите внимание на абзацы и подзаголовки, заглавие и ключевые слова.ответьте на вопрос: что является главным для автора данного текста? что его интересует? в теме должен быть обозначен предмет речи. зачастую она отражается в заголовке. стоит учесть, что заголовки также бывают метафорическими, парадоксальными и ассоциативными. недостаточно опираться только на смысл заголовка, выделяя основную мысль.постарайтесь определить главную автора. ответьте на вопрос: что желал высказать автор по данной теме? возможно несколько вариантов: автор акцентирует внимание на актуальном вопросе; в тексте выражено авторское отношение к проблеме; автор описывает происходящее и передаёт конкретную информацию.подумайте, в чём заключаются особенности авторского восприятия? как освещаются проблемы автором? какова его позиция? как именно автор оценивает явления и предметы? таким образом вы определите идею текста, его основное направление, цель повествования.постарайтесь дать ответ на вопрос: почему авторская позиция именно такая? какова аргументация автора? какие он приводит факты, доказательства, обосновывая своё мнение, оценку? найдите в тексте художественные приёмы, направленные на убеждение читателя, внушение. возможно, в материале есть экспрессивные выражения, гиперболы, метафоры и другие образные средства.определите в тексте авторские выводы. иногда главная мысль уже оформлена в виде конкретного вывода. если основная мысль не сформулирована, постарайтесь написать её самостоятельно. используйте стиль и речевые средства автора текста, выполняя эту работу. желательно, чтобы основная мысль была оформлена так, как её высказал бы сам автор. в тех случаях, когда основную мысль текста требуется определить не в рамках учебной программы, а для собственных целей (улучшения восприятия, ускорения запоминания материала), её можно записать своими словами.