На руси солонка всегда была предметом почитаемым. (2)ведь наряду с хлебом соль являлась символом благополучия, вот почему дорогих гостей издревле встречали хлебом-солью. (3)без деревянных расписных солонок, которые назывались солоницы, не обходилось ни одно праздничное торжество. (4)говорят, что
наиболее почётными местами за столом считались те, что располагались ближе к солонке. (5)каких только солонок не выдумывали мастера: в виде уточек, коробочек с резными коньками, главками церквей или двуглавым орлом. (6)например, для севера, вологодской и архангельской губерний, типичной была
солонка в форме плывущей птицы с головой уточки (такую солонку называли утицей). (7)вырезая солонку-утицу, мастера оставляли между грудью и клювом перемычку, которая служила удобной ручкой. (8)спинку и часть хвоста отпиливали, чтобы сделать в туловище углубление для соли, а затем выпиленную часть
возвращали на место. (9)около хвоста просверливали отверстия, в которые вставляли круглый стержень – вертлюг. (10)когда нужно было открыть солонку, крышку на вертлюге легко отводили в сторону, но бывали у солонок-утиц и съёмные крышечки. (11)в верхнем и среднем поволжье были распространены нарядные
солонки, по форме напоминавшие кресла. (12)за столетия мастера выработали особый тип крышки на вертлюге для солонки-кресла. (13)такая крышка вращается на двух вертлюгах, вставленных в подлокотники солонки. (14)она легко откидывается и упирается в спинку солонки, которая служит ручкой. (15)крышки и
спинки солонок-кресел красочно расписывали (ещё одно свидетельство особого отношения мастеров к солонке), и эта чудесная яркая роспись до сих пор сохранилась в некоторых крестьянских домах поволжья. (16)а солонка и сейчас всегда наготове держит перед нами соль – и ей за это… (по н. орловой)1.
определите и запишите основную мысль текста.2. составьте и запишите план текста из трёх пунктов.3. почему, по мнению автора текста, без деревянных расписных солонок на руси не обходилось ни одно праздничное торжество? 4. определите и запишите лексическое значение слова «отводили» из предложения 10.
подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении. отводили –5. определите стилистическую окраску слова «издревле» из предложения 2, запишите. подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. издревле –6. объясните значение фразеологизма
задирать нос, запишите. используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. включите фразеологизм в одно из предложений. задирать нос –
7. лающий пес 8. подвешенная люстра 9. дорогостоящий
10. растерянный 11. надеющийся 12. ссорящийся
13. стелющийся полет 14. калечащий 15. замешанный в делах
16. недвижимое имущество17. колышущаяся18. потерянное время
19. еле дышащий 20. кажущееся 21. задержанный
22. гонящийся 23. реющий флаг 24. жалящий
25. колющий 26. увешанная картинами, 27. дремлющий
28. курлычащий журавль 29. без видимой причины
30. охраняемый 31. колыхаемый 32. надеющийся
33. разлагаемый 34. недвижимый 35. занавешенный
36. пенящийся 37. скачущий 38. пламенеющий словосочетания с глаголами
39. не значащий 40. описываемый 41. немыслимая ложь
42. колющая боль 43. прослушанный 44. взаимозависимый
45. встреченный 46. маячащий 47. пышущий
48. дышащий 49. обстрелянный 50. заклеенный
Номера слов с ошибками:1,4,6,13,14,15,17,18,19,21,22,26,28,36,37,40,41,42,44,46,49,51,53
словосочетания:он веселится, я буду веселиться;мама садится на стул, я боюсь сесть на сломанную скамейку;кот чистится после прогулки на улице, кот лубит чиститься;когда папа поздно не возвращается с работы, мама беспокоится, папа сказал маме, что не нужно напрасно беспокоиться;кошка всегда ссорится с собакой, не люблю ссориться с людьми;Утром все дети проснутся и пойдут в школу, я никак не могу проснуться, потому, что поздно лёг спать;Учительница в первом классе обязательно познакомится с моими родителями, моя сестра хочет познакомиться с моим другом
-Иду,раскрашу последнюю игрушку для девочки.
Через 10 минут,Дедушка Мороз был готов.Ехали они ехали.И тут буря прилетела и снесла все игрушки с санок.Где ехал Дед Мороз.Остановились они,все игрушки в снегу потерялись.И вот тут идет Пес Бобик.Дед Мороз его попросил собрать ему все игрушки,для детей он и дальше они с зимой покатили к ребятам.Конец.