НАЦДИТЕ ОТВЕТЫ Контрольная работа по родному языку и литературе
2 вариант
1. Основная мысль текста – это… А) то, что смог пересказать ученик; Б) то, что хотел сказать автор; В) то, что говорит главный герой в произведении.
2. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами 1) горячий пирожок – жаркий день; 2) теплый чай – холодный вечер; 3) иголка ели – иголка для шитья
3. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами
А. родниковый ключ – ключ от двери Б. разговорчивый человек – молчаливый юноша
В. давай смеяться – стали хохотать
4. Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении
А. железный гвоздь; Б. железная воля; В. железная труба
5. Укажите предложение, в котором есть профессионализм. А. Шкатулку принесли в комнату и вытерли с нее пыль; Б. В сарае то стучал молоток, то визжала пила. В. Эспланада – это широкая улица с аллеями.
6. Укажите верное утверждение
А Диалектизмы – это слова, одинаковые по звучанию; Б. Диалектизмы – это слова, употребляемые жителями определенной местности; В. Диалектизмы – это слова, связанные с особенностями работы людей определенной профессии.
7. В каком ряду верно указаны синонимы к фразеологизму?
А) кот наплакал – мало, чуть-чуть; Б) с горем пополам – много; В) поставить крест – креститься, унижать
8. Расставьте знаки препинания
1) Вот жадина изумилась сестра Павлуша сказала я.; 3) Ты с людьми плохо обращаешься твёрдо сказал Данил. 4) Стой окрикнул Пётр.
9. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания: П..р..сёнок зав..зжал и юркнул в лес а св..нья осталась на мест..
10. В каком предложении нет однородных членов? 1)Мыши, кроты, землеройки живут в корнях деревьев. 2) Из кукурузы делают крахмал, муку, крупу. 3) Осенью ребята запаслись желудями, шишками, семенами. 4) Из облаков собираются тучи, из туч идёт дождь.
11. Что такое фольклор? а) устное народное творчество; б) сборник произведений на различные темы; в) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова; г) цикл произведений одного автора.
12. Назовите основные роды литературы: 1) эпос, повесть, драма. 2) эпос, лирика, драма. 3) роман, поэма, комедия.
13. Напишите название средства речевой выразительности.
Лес, точно терем расписной…
…Стоит над светлою поляной. (И.Бунин)
14. Напишите название средства речевой выразительности.
Поет зима, аукает.
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка. (С.Есенина).
15. Укажите стиль речи текста:
Воздух всё больше застывает от зноя и тишины... Но вот наконец, когда солнце стало спускаться к западу, степь, холмы и воздух не выдержали гнёта и, истощив терпение, измучившись, попытались сбросить с себя иго...Трава и бурьян подняли ропот, на дороге спирально закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, чёрным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце. (А.Чехов)
а) художественный б) научный в) деловой.
16. Укажите стиль речи текста:
Берестяные грамоты — древнерусские письма и документы 11-15 вв., процарапанные на берёзовой коре (бересте).
а) художественный б) научный в) деловой.
1.Настенька вся сжалась от холода, и в болотной сырости пахнул на неё резкий,одуряющий запах багульника.
Предложение повествовательное, сложное,союзное,состоит из двух простых предложений,сложносочинённое с соединительным союзом И.
Первое простое предложение двусоставное, распространённое,полное,неосложнённое.
Настенька-кто подлежащее,выражено существ-м;
Сжалась-что сделала?сказуемое,выраж.глаголом;
Вся- как? Обстоятельство,выраж.местоимегием;
От холода-от чего?дополнение,выраж.сущест-м с предлогом Р.п.
От-предлог Р.п.
Второе простое предложение двусоставное,распространённое,полное,осложнено однородными определениями;
Запах-подлежащее-существит,что?;
Пахнул-что сделал?,сказуемое-глагол;
Резкий,одуряющий-какой?определения-прилагательные;
В сырости-где?обстоятельство,выражено сущ-м с предлогом;П.п
Багульника-чего?дополнение,-сущ.
На неё-на кого? Дополнение,выраж.местоимением с предлогом Р.п.
Болотной-какой?определение,выраж.прилагательн;
2.Старый помещик сделался грозой края, и опять крестьяне приехали за нашей волчьей командой.
Предложение сложное,союзное,сложносочинённое с соединительным союзом И;состоит из двух простых предложений;
Первое простое предложениедвусоставное,полное,распространённое,неосложнённоеПомещик-подлежащее-сущ-ное;
Сделался грозой-составное именное сказуемое-г именная чамть выоажено существ-м;
Старый-определение-прилагательное;
Края-чего?дополнение-сущ-ное;
Второе простое предложение двусоставное,полное,распространённое,неосложнённое;
Крестьяне-подлежащее-сущ-ое;
Приехали-сказуемое-глагол,
За командой-за чем?дополнение,выраж.сущест-м с предлогом Т.п.
Нашей-сьец, определение-местоимение;
Волчьей-определение-относительное прилагательное;
Опять- обстоятельство-наречие
За-предлог
1) Жизни рыбаков в тайге.
2) Васютка собирается за орехами.
3) Погоня за глухарем.
4) Страх Васютки. Первая ночь.
5) Как Васютка выживал. Кончаются патроны.
6) Ложная надежда.
7) Удивление Васютки. Белая рыба в озере.
8) Озеро - это выход к Енисею.
9) Васютка не сдается.
10) Встреча с людьми. Не может быть.
11) Мальчик прилагает последние усилия.
12) К Васютке плывет шлюпка.
13) Горе родных. Не хорони раньше времени.
14) Болезнь Васютки.
15) Рыбаки дали имя Васютки найденному озеру.
Рассказ заканчивается на позитивной ноте с намеком на мораль.