Национальный корпус русского языка (НКРЯ) – это информационно-справочная система, основанная на собрании текстов на русском языке в электронной форме. Корпус создаётся учёными-лингвистами для научных исследований и обучения языку. Один лингвист использовал поэтический корпус НКРЯ для изучения произношения слова еретик. На какие две группы он разделил приведённые ниже фрагменты? Учитывайте, что некоторые фрагменты нельзя однозначно отнести к одной из групп. Поясните ваш ответ.
Сделать синтаксический разбор предложений
Словом, бреду вдоль пляжа в поисках чудо-камешка, время от времени разгребаю мягкий песок...
1. Тип предложения.
а. по цели высказывания - повествовательное.
б. по эмоциональной окраске - невосклицательное.
2. Предложение простое, односоставное, неполное (определенно-личное)
Грамматическая основа представлена простыми глагольными сказуемыми (бреду, разгребаю), выраженными глаг. несов. вида наст. вр. в форме 1-го лица ед. числа.
3. По наличию второстепенных членов - распространенное.
4. По наличию осложняющих конструкций и слов- осложненное (осложнено вводным словом, однородными сказуемыми)
5. Синтаксические роли:
Словом – вводное слово, не является членом предложения, подчеркиваем «плюсиками».
Бреду, разгребаю – сказуемое, выражено глаголом, подчеркиваем двумя чертами.
Вдоль пляжа – обстоятельство места, выражено существительным в род.пад. с предлогом, подчеркиваем пунктиром.
В поисках – обстоятельство цели, выражено существительным в предл.пад. с предлогом, подчеркиваем пунктиром.
Чудо-камешка – дополнение, выражено существительным, подчеркиваем прерывистой линией.
Время от времени – обстоятельство времени, выражено устойчивым сочетанием, подчеркиваем пунктиром.
Мягкий – определение, выраженное прилагательным, подчеркиваем волнистой линией.
Песок - дополнение, выражено существительным, подчеркиваем прерывистой линией.
Да разное: косточки от съеденных фруктов, огрызки, скомканные фантики, окурки в великом множестве...
1.Тип предложения.
а. по цели высказывания - повествовательное.
б. по эмоциональной окраске - невосклицательное.
2. Предложение простое, двусоставное, неполное. (Отсутствует сказуемое, которое легко восстанавливается из контекста. Данное предложение является ответом на реплику: «И что там было?» Таким образом, пропущено сказуемое «было»)
Грамматическая основа представлена однородными подлежащими с обобщающим словом (разное: косточки, огрызки, фантики, окурки), выраженными сущ-ми в им.пад. мн.ч.
3. По наличию второстепенных членов - распространенное.
4. По наличию осложняющих конструкций и слов- осложненное (осложнено однородными подлежащими).
5. Синтаксические роли:
Да разное, косточки, огрызки, фантики, окурки. – подлежащее, подчеркиваем одной чертой.
От съеденных фруктов – несогласованное определение, подчеркиваем волнистой линией,
В великом множестве – несогласованное определение, подчеркиваем волнистой линией,
Скомканные – согласованное определение, подчеркиваем волнистой линией.
Может, нет его, и люди стыдливо закапывают свои объедки.
1. Тип предложения.
а. по цели высказывания - повествовательное.
б. по эмоциональной окраске - невосклицательное.
2. Предложение сложное, союзное, сложносочиненное. Состоит из двух простых предложений, соединенных между собой сочинительным одиночным непроизводным союзом «и». Отношения частей – потенциальная причина – следствие (возможно, нет мусорного бачка, поэтому люди закапывают объедки в песок).
Первая часть представлена простым неполным односоставным безличным предложением «Может, и нет его».
а. Грамматическая основа первой части представлена простым глагольным сказуемым, выражающим бытийное состояние (вернее, его отсутствие): «нет».
Предложение безличное (безлично-генетивное).
По наличию второстепенных членов - нераспространенное.
По наличию осложняющих конструкций и слов- осложненное (осложнено вводным словом)
Синтаксические роли:
Может – вводное слово, не является членом предложения.
Нет – сказуемое, выражено глаголом, подчеркиваем двумя чертами.
Его – дополнение, выраженное местоимением, подчеркиваем прерывистой линией.
Вторая часть представлена простым предложением: «люди стыдливо закапывают свои объедки».
Предложение полное, двусоставное.
Грамматическая основа второй части представлена подлежащим «люди», выраженным существительным, и простым глагольным сказуемым «закапывают», выраженным глаголом несов.в. наст.вр.
По наличию второстепенных членов - распространенное.
По наличию осложняющих конструкций и слов- неосложненное.
Синтаксические роли:
Люди – подлежащее, выражено существительным, подчеркиваем одной чертой.
Стыдливо – обстоятельство образа действия, выражено наречием, подчеркиваем пунктиром.
Закапывают – сказуемое, выражено глаголом, подчеркиваем двумя чертами.
Свои – определение, выражено притяжательным местоимением, подчеркиваем волнистой линией.
Объедки – дополнение, выражено существительным, подчеркиваем прерывистой линией.
Орган летания у птиц, насекомых, а также некоторых млекопитающих. К. летучей мыши. Птенцы поднялись (встали) на к. (начали летать). Подрезать крылья кому-нибудь (также переносное значение : лишить возможности энергично, самостоятельно действовать). Опустить крылья (также переносное значение : утратить энергию, волю к действию). Крылья выросли за спиной у ко-го-м. (переносное значение : воодушевлён, обрёл уверенность).