На момент прибытия европейцев племена индейцев Северной Америки очень различались по уровню политического, экономического и культурного развития, которые сформировались в результате при к климатическим условиям региона проживания, рельефу территории, а также окружающему их растительному и животному миру.
Оседлый образ жизни вели племена, главным занятием которых было сельское хозяйство, или те, которые имели достаточное количество пищи на занимаемой ими территории. Земледелием занимались пуэбло, пима, папаго, юта, навахо, апачи (племена Юго-Запада США) и индейцы Восточных лесов: ирокезы, гуроны, делавары, могикане, а также «пять цивилизованных племён»: чероки, чикасо, чокто, крики и семинолы. На Тихоокеанском побережье Канады и США, где природа щедро обеспечивала пропитанием, жили племена квакиутли, цимшиан, хайда, тлинкиты, чинуки. Они занимались рыболовством, охотой на морских и сухопутных животных, собиранием моллюсков и ягод. Оседлые племена имели высокую общественную организацию и богатую материальную культуру. Они строили дома (индейцы племён пуэбло - в несколько террасообразных этажей из камня или кирпича, с плоскими крышами, а племена лесистого Тихоокеанского побережья прямоугольные дощатые жилища), обрабатывали поля, были отважными мореходами, занимались ремеслом, декоративным искусством.
Кочевой образ жизни вели племена, занимавшиеся только охотой, или те, которые не могли на своей территории обеспечить себя пропитанием. Племена арапахо, черноногие, кайова, команчи, шайенны, сиу жили в поросших травой прериях - на Великих равнинах Среднего Запада. Они перемещались с места на место, охотясь на бизонов, оленей и лосей. На пустынных и полупустынных землях Большого Бассейна жили шошоны, пауни, ото, которые кочевали, занимаясь в основном собирательством. Индейцы, промышлявшие охотой, жили в типи - конических палатках с каркасом из деревянных жердей, обтянутым шкурами бизонов.
Открытие Колумбом Нового Света полностью изменило жизнь коренного населения континента. История индейских цивилизаций постепенно становилась частью истории колониальных держав, а со временем - историей Соединённых Штатов Америки и Канады. Белые колонизаторы, захватывая новые земли, изгоняли коренное население с земель их предков. XIX век в США стал временем уничтожения и принудительного выселения индейцев в резервации (их было образовано около 200), временем войн и кровавых конфликтов. Американское правительство подписывало с вождями индейских племён договоры, в которых обещало взамен за землю материальную компенсацию и выделение новых территорий, но часто не выполняло своих обещаний. В 1830 г. был принят закон о выселении «пяти цивилизованных племён» на земли, которые именовались «индейскими территориями» (сегодня это штат Оклахома). В 1832 г. было образовано Бюро по делам индейцев. Американское правительство начало кампанию по «окультуриванию» индейцев: обязательное обучение детей грамоте, запрет на некоторые религиозные ритуалы, обращение в христианство.
Ситуация индейцев в Канаде была значительно лучше, чем в США. Французские и английские колонисты, которые в ХVII-ХVIII вв. осваивали территории сегодняшней Канады, занимались торговлей мехами, для чего нанимали индейцев-охотников. Поэтому привычный образ жизни многих индейских племён остался без изменений. Относительно небольшое количество белых поселенцев, а также суровый климат, побуждавший их к сотрудничеству с коренными обитателями, и распылённость индейских племён по всему обширному пространству страны значительной части коренного населения сохранить свою культуру и обычаи. В 1960-х гг. канадские индейцы создали собственную общественно-политическую организацию — Национальный совет индейцев Канады.
С 1924 г. индейцы США получили гражданство, а в 1950 г. начался процесс постепенной ликвидации резерваций. Индейское население переселялось в города, где получало на обустройство. Часть индейцев приняла новый образ жизни, что стало причиной распада и ассимиляции многих общин. В 1968 г. был принят закон о защите гражданских прав индейцев. Во второй половине XX в. возникло множество индейских организаций: Движение американских индейцев, Национальный совет индейской молодёжи, Союз племён сиу в штатах Северная и Южная Дакота, Федерация коренного населения США в штате Вашингтон, Комитет протеста городских индейцев.
На момент прибытия европейцев племена индейцев Северной Америки очень различались по уровню политического, экономического и культурного развития, которые сформировались в результате при к климатическим условиям региона проживания, рельефу территории, а также окружающему их растительному и животному миру.
Оседлый образ жизни вели племена, главным занятием которых было сельское хозяйство, или те, которые имели достаточное количество пищи на занимаемой ими территории. Земледелием занимались пуэбло, пима, папаго, юта, навахо, апачи (племена Юго-Запада США) и индейцы Восточных лесов: ирокезы, гуроны, делавары, могикане, а также «пять цивилизованных племён»: чероки, чикасо, чокто, крики и семинолы. На Тихоокеанском побережье Канады и США, где природа щедро обеспечивала пропитанием, жили племена квакиутли, цимшиан, хайда, тлинкиты, чинуки. Они занимались рыболовством, охотой на морских и сухопутных животных, собиранием моллюсков и ягод. Оседлые племена имели высокую общественную организацию и богатую материальную культуру. Они строили дома (индейцы племён пуэбло - в несколько террасообразных этажей из камня или кирпича, с плоскими крышами, а племена лесистого Тихоокеанского побережья прямоугольные дощатые жилища), обрабатывали поля, были отважными мореходами, занимались ремеслом, декоративным искусством.
Кочевой образ жизни вели племена, занимавшиеся только охотой, или те, которые не могли на своей территории обеспечить себя пропитанием. Племена арапахо, черноногие, кайова, команчи, шайенны, сиу жили в поросших травой прериях - на Великих равнинах Среднего Запада. Они перемещались с места на место, охотясь на бизонов, оленей и лосей. На пустынных и полупустынных землях Большого Бассейна жили шошоны, пауни, ото, которые кочевали, занимаясь в основном собирательством. Индейцы, промышлявшие охотой, жили в типи - конических палатках с каркасом из деревянных жердей, обтянутым шкурами бизонов.
Открытие Колумбом Нового Света полностью изменило жизнь коренного населения континента. История индейских цивилизаций постепенно становилась частью истории колониальных держав, а со временем - историей Соединённых Штатов Америки и Канады. Белые колонизаторы, захватывая новые земли, изгоняли коренное население с земель их предков. XIX век в США стал временем уничтожения и принудительного выселения индейцев в резервации (их было образовано около 200), временем войн и кровавых конфликтов. Американское правительство подписывало с вождями индейских племён договоры, в которых обещало взамен за землю материальную компенсацию и выделение новых территорий, но часто не выполняло своих обещаний. В 1830 г. был принят закон о выселении «пяти цивилизованных племён» на земли, которые именовались «индейскими территориями» (сегодня это штат Оклахома). В 1832 г. было образовано Бюро по делам индейцев. Американское правительство начало кампанию по «окультуриванию» индейцев: обязательное обучение детей грамоте, запрет на некоторые религиозные ритуалы, обращение в христианство.
Ситуация индейцев в Канаде была значительно лучше, чем в США. Французские и английские колонисты, которые в ХVII-ХVIII вв. осваивали территории сегодняшней Канады, занимались торговлей мехами, для чего нанимали индейцев-охотников. Поэтому привычный образ жизни многих индейских племён остался без изменений. Относительно небольшое количество белых поселенцев, а также суровый климат, побуждавший их к сотрудничеству с коренными обитателями, и распылённость индейских племён по всему обширному пространству страны значительной части коренного населения сохранить свою культуру и обычаи. В 1960-х гг. канадские индейцы создали собственную общественно-политическую организацию — Национальный совет индейцев Канады.
С 1924 г. индейцы США получили гражданство, а в 1950 г. начался процесс постепенной ликвидации резерваций. Индейское население переселялось в города, где получало на обустройство. Часть индейцев приняла новый образ жизни, что стало причиной распада и ассимиляции многих общин. В 1968 г. был принят закон о защите гражданских прав индейцев. Во второй половине XX в. возникло множество индейских организаций: Движение американских индейцев, Национальный совет индейской молодёжи, Союз племён сиу в штатах Северная и Южная Дакота, Федерация коренного населения США в штате Вашингтон, Комитет протеста городских индейцев.
Объяснение: