Напишите эссе по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте проблему, поставленную автором. Определите авторскую позицию, цитируя текст. Напишите, согласны или не согласны с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свое мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения. Подберите заголовок для своего эссе. (1) Чаще всего человек ищет свою мечту, но бывает и так, что мечта находит человека. (2) Как болезнь, как вирус гриппа. (З)Вроде бы никогда Колька Велин не смотрел на небо, затаив дыхание, и голоса птиц, реявших в голубой вышине, не заставляли трепетать его сердце. (4) Он был самым обыкновенным учеником, в меру усидчивым и старательным, в школу ходил без особого задора, на уроках был тише воды, любил рыбачить... (5) Всё переменилось мгновенно. (6) Он вдруг решил, что станет лётчиком. (7)В глухой, далёкой деревне, где до ближайшей станции больше ста километров, где любая поездка становится целым путешествием, сама эта мысль казалась безумием. (8) Жизненная стезя каждого человека здесь была ровной и прямой: после школы мальчики получали права на управление трактором и становились механизаторами, а самые смелые оканчивали водительские курсы и работали в селе шофёрами. (9) Ездить по земле — вот удел человека. (10)А тут летать на самолёте! (11) На Кольку смотрели как на чудака, и отец надеялся, что вздорная идея как-нибудь сама собой улетучится из головы сына. (12) Мало ли чего мы хотим в молодости! (13) Жизнь — жестокая штука, она всё расставит по своим местам и равнодушно, как маляр, закрасит серой краской наши пылкие мечты, нарисованные в юности. (14) Но Колька не сдавался. (15)Ему грезились серебристые крылья, несущие его над влажным снегом облаков, и густой упругий воздух, чистый и холодный, как родниковая вода, наполнял его лёгкие. (16) После выпускного вечера он отправился на станцию, купил билет до Оренбурга и ночным поездом поехал поступать в лётное училище. (17) Проснулся Колька рано утром от ужаса. (18) Ужас, будто удав, сдавил его окоченевшее тело холодными кольцами и впился своей зубастой пастью в самую грудь. (19) Колька спустился с верхней полки вниз, посмотрел в окно, и ему стало ещё страшнее. (20)Деревья, выступавшие из полумглы, тянули к стёклам кривые руки, узкие просёлки, словно серые степные гадюки, расползались по кустам, и с неба, заполненного до краёв клочьями ободранных туч, фиолетово-чёрной краской стекал на землю сумрак. (21) Куда я еду? (22)Что я там буду делать один? (23)Кольке представилось, что сейчас его высадят и он окажется в беспредельной пустоте необитаемой планеты... (24)Приехав на вокзал, он в тот же день купил билет на обратную дорогу и через два дня вернулся домой. (25)К его возвращению все отнеслись спокойно, без издёвки, но и без сочувствия. (26) Денег, потраченных на билеты, немного жаль, зато съездил, посмотрел, проверил себя, успокоился, теперь выбросит из головы всякий вздор и станет нормальным человеком. (27) Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю. (28) Камень, птица, мечта — всё возвращается назад... (29) Колька устроился в лесхоз, женился, сейчас растит двух дочек, в выходные ходит на рыбалку. (30) Сидя на берегу мутной речушки, он смотрит на бесшумно летящие в небесной вышине реактивные самолёты, сразу определяет: вот «МиГ», а вон «Су». (31) Сердце его стонет от щемящей боли, ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо щедро поит птиц. (32) Но рядом сидят рыбаки, и он пугливо прячет свой взволнованный взгляд, насаживает червячка на крючок, а потом терпеливо ждёт, когда начнёт клевать. (По С. Мизерову*)
даю 20 б
В современном мире вопросы о культуре одни из самых обсуждаемых. В журналах, газетах, интернете мы встречаем огромные разделы, посвященные тому, как провести досуг или где лучше получить достойное образование. Казалось бы, с ростом научных знаний и уровня жизни людей должны расти и их духовные потребности и уровень культурного развития. Так ли это на самом деле? Насколько развит духовно современный человек? Именно над этими вопросами задумывается в своем тексте (имя автора).
Поднимая проблему духовного развития современного общества, автор с волнением и тревогой рассуждает о ней. Огромный фактор в культурном развитии общества он видит в образовании, которое, к сожалению автора, не всегда нравственному обогащению человека. Кроме того, автора беспокоит воздействие современных литературы, кино и театров на сознание и образ жизни людей. Наконец, автор приводит слова знаменитых русских писателей о том, каким должен быть образ жизни культурного человека. Известное высказывание Чехова, процитированное автором в завершение своей статьи, подводит читателя к пониманию авторской позиции.
Автор убежден, что нужно всегда поддерживать культурный уровень своего развития, духовно обогащать свою жизнь. Его мнение становится очевидным, когда автор призывает читателей к прекрасного в мире красоты внешней и внутренней красоты людей.
Позиция автора, безусловно, справедлива. Ведь материальное и социальное благополучие намного меньше значимо, чем богатство души человека. Об этом писал Л.Н.Толстой в романе "Война и мир". Вспомним жизнь гостей в салоне Анны Павловны Шерер, которую, по существу, можно назвать лишь оболочкой культурной жизни, своеобразной маской. На самом же деле здесь, на этих вечерах, люди решали свои личные проблемы, выстраивали выгодные отношения и др. В то время как в доме Ростовых и хозяева, и гости действительно живут духовной жизнью и приучают к ней детей (пение Наташи завораживает всех, а решительность и рассудительность Николеньки вызывает всеобщее уважение).
Другим примером высокого уровня духовного развития может стать современная звезда эстрады Жанна Фриске, которая получила глубокое признание и любовь многих людей. Она не только сумела состояться как популярная привлекательная певица и устроить благополучие своей жизни, но и совершает благородные поступки. Деньги, собранные на ее операцию, она пожертвовала на благотворительность, чем жизни многих детей, страдающих онкологией. Такие действия говорят о высокоразвитой нравственности Фриске, широкой доброте души.
Таким образом, получая образование и осваивая новые технологии и удобства современного мира, мы не должны забывать развивать свои нравственные начала, духовно обогащать свой внутренний мир, сохранять культуру и этический образ общества.