Найдите числительные в сказках А. С. Пушкина и определите их разряд
Девять месяцев проходит, С поля глаз она не сводит. C первого щелка Прыгнул поп до потолка; Со второго щелка А с третьего щелка Вышибло ум у старика.
И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных.
Три девицы под окном Пряли поздно вечерком
порядковые:
количественные:
На площади около фактории дымила2 полевая кухня, снятая с колёс. Здоровенный дикобраз – поперёк себя шире – в грязном белом фартуке поверх грязной2 серой формы ворочал в котле черпаком2 на длинной ручке. По-моему2, от этого котла главным образом и шёл неприятный запах2 по всей деревне.
Мы подошли2, и Гепард, задержавшись2, спросил, где командир2. Это животное2 даже не обернулось – буркнул что-то в своё варево2. Поддал2 я ему, он живо обернулся, увидел2 нашу форму и сразу стал как положено.
– Так где у вас тут командир? – снова2 спрашивает2 Гепард, упёршись ему в шею под двойным подбородком2.
– Виноват, господин старший наставник... Господин штаб-капитан2 на позициях... Извольте прямо по этой улице... прямо на окраине2...
Да, вовремя мы подоспели. Всего-то я троих видел, и уже мне ясно, что такая вот, извините за выражение, воинская часть, из тыловых2 сколоченная2, да ещё наспех, да ещё кое-как2, все эти полковые пекари, бригадные сапожники2, интенданты – никудышные2 бойцы, ходячее удобрение, смазка2 для штыка. Имперские бронеходы бы сквозь них и даже не заметили бы, что тут кто-то есть.
Тут нас окликнули2. Слева2, между двумя домами, был натянут2 маскировочный тент и висела бело-зелёная2 тряпка на шесте. Медпункт2. Ещё двое дикобразов неторопливо2 копались в зелёных вьюках с медикаментами, а на циновках, брошенных прямо на землю, лежали раненые2. Всего раненых было трое2; один, с забинтованной2 головой, приподнявшись на локте, смотрел на нас. На раненом не было видно никаких2 знаков различия, был он в драном, обгоревшем2 комбинезоне, расстёгнутом на голой волосатой груди, но по лицу его, по бешеным2 глазам с опалёнными2 ресницами я сразу понял, что это-то не дикобраз, ребята, нет, это – из настоящих.
Морфемный разбор:
1. дым-и-л-а (глагол в времени).
Окончание – -а. Оно выражает значение ед. ч., ж. р., ср.: дым-и-л, дым-и-л-и.
Основа формы – дым-и-л-.
Корень – дым-. Однокоренные слова: дым-н-ый, дым.
-и- – суффикс глагола, ср.: сор-и-ть, вер-и-ть.
-л – суффикс времени, ср.: сор-и-л-а, вер-и-л-а.
2. за-держ-а-вши-сь (деепричастие).
Окончания нет, так как деепричастие не изменяется.
Основа – за-держ-а-вши-сь.
Корень – держ-. Однокоренные слова: держ-а-ть, по-держ-а-ть.
за- – приставка, ср.: за-сл-а-ть, за-бр-а-ть.
3. сапож-ник-и (имя существительное).
Окончание – -и. Оно выражает значение м. р., мн. ч., И. п., ср.: сапож-ник, сапож-ник-а.
Основа – сапож-ник-.
Корень – сапог-. Однокоренные слова: сапог, сапож-ок (с чередованием г/ж в корне).
-ник- – суффикс существительного, ср.: пирож-ник.
4. брон-е-ход-ы (имя существительное).
Окончание – -ы. Оно выражает значение м. р., мн. ч., И. п., ср.: брон-е-ход-а, брон-е-ход-у.
Основа формы – брон-е-ход-.
Корни слова: 1) брон-; 2) ход-. Однокоренные слова: брон-я, ход-и-ть.
-е- – соединительная гласная.
2) Словообразовательный разбор:
1. Начальная форма – дымить.
Основа слова – дым-и-. Основа производная.
3–4. дым-и-ть ← дым.
-и – словообразовательный суффикс.
Суффиксальный .
2. Начальная форма – задержавшись.
Основа деепричастия – за-держ-а-вши-сь. Основа производная.
3–4. задержа-вши-сь ← за-держ-а-сь.
-вши – суффикс деепричастия совершенного вида.
Суффиксальный .
3. Начальная форма – сапожник.
Основа слова – сапож-ник-. Основа производная.
3–4. сапож-ник ← сапог (с чередованием г/ж в корне).
ник- – словообразовательный суффикс.
Суффиксальный .
4. Начальная форма – бронеход.
Основа слова – брон-е-ход-. Основа производная.
3–4. брон-е-ход ← брон-я, ход/и-ть.
5–6. Сложение основ (во второй основе усекается глагольный суффикс -и-) с использованием соединительной гласной -е-.
Через какие унижения ей только не довелось пройти! 2. Он не то чтоб обвинял себя, а скорее, даже оправдывал свое равнодушие. 3. Ни на мгновение не задумавшись, мальчик объяснил мне значение всех икон, какие были в церкви. 4 Катон всякую свою речь, к чему бы она не относилась, заключал словами: «Карфаген должен быть разрушен». 5. Ничего не видно вокруг - огней или прохожих, и только внизу черная Нева. 6. Ничто иное, как риторику, или искусство красноречия, называли в Древней Греции «царицей искусств». 7. За все время пребывания в Витебске мы не слышали от дедушки н.. одного резкого, неласкового слова. 8. Ласковой, доброй, деликатной, ей нелегко приходилось в этой жизни, но никому было