Найдите метафоры в этом тексте: За четверть часа до захождения солнца, весной, вы входите в рощу, с ружьем, без собаки. Вы отыскиваете себе место где-нибудь подле опушки… Четверть часа Солнце село, но в лесу еще светло; воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут, молодая трава блестит веселым блеском изумруда… Вы ждете. Внутренность леса постепенно темнеет; алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев, поднимается все выше и выше… Вот и самые верхушки потускнели; румяное небо синеет. Лесной запах усиливается, влетевший ветер около вас замирает… (И.С.Тургенев)
Поэма «Мцыри» - это уникальное и прекрасное произведение М.Ю. Лермонтова. Это поэма, душевная исповедь, монолог одного героя, в которой раскрывается его богатый душевный мир. Это рассказ гордого, дикого, пугливого и одновременно бесстрашного юноши, который живет в мечтах о воле и свободе.
Когда Мцыри был совсем маленьким мальчиком, его с родных мест забрал и увез русский генерал. С малых лет мальчишке пришлось жить в монастыре. А он все помнил и тосковал о своем родном ауле, скучал за своими родными. Мальчик даже отказывался от еды, так велика была его грусть. Он мечта о свободе, воле и просторе. В переводе с грузинского языка Мцыри означает «неслужащий монах», можно сказать непослушник. Монах юноше жизнь. И даже то, что монахи вылечили Мцыри, дали ему пищу, одежду и кров, не по тому, что бы юноша привык и полюбил стены тихой обители.
Сбежав на три дня с монастыря, Мцыри вкусил и почувствовал вкус свободы. И пусть эта воля была не долгой, она стоила ему всей его предыдущей жизни. Он пообщался с природой, и это облегчить юноше чувство тоски и печали. Парнишка вспомнил свой родной дом, мать, отца, свое такое короткое, но счастливое детство. Отважный Мцыри сразился с бурей, но тихое и прекрасное утро после грозы поразило и вдохновило юношу. Кажется он понял язык стихии, и он близок его натуре. Сражение с могучим барсом барсом – вот где открылась пылкая натура отважного юноши. И пусть в этой схватке герой получил смертельные ранения, но это был тот пыл, к которому так стремился Мцыри.
Мцыри не кается в своих грехах, а высказывает монаху свою точку зрения, свои мысли и взгляды, свои желания. Вот здесь появляются и сталкиваются два абсолютно разных взгляда на жизнь – монаха и Мцыри. Для монаха жизнь должна быть смиренной, размеренной, тихой и спокойной, посвященная служению Господу. Возможно, для монаха такая жизнь есть счастье и гармония. Может отречение от мирской жизни, это о боли, бед и страданий, которые пришлось пережить монаху. Этого никто не знает. Таков выбор сделал монах. Такую же спокойную и смиренную жизнь он готовил и желал Мцыри. Но для юноши смысл жизни совсем другое. Это воля, свобода, бескрайные просторы. Мцыри это «пламя», а монах его противоположность «лед». Для Мцыри лучше умереть, чем принять чин монаха и жить всю свою жизнь в неволе. Он хочет любоваться красотами родного края, слышать родную речь. Печально, что юноша так и не достиг своей цели, но твердый дух героя не был сломлен. В последние минуты жизни он все так же думает о родном крае, о свободе. Он даже просит похоронить его в том месте сада, что бы был виден Кавказ.
Да, разные ценности и взгляды на жизнь у холодного, как «лед», спокойного монаха, и у горячего, как «пламя» свободолюбивого юного Мцыри. Но каждый человек вправе выбирать сам свои ценности по жизни. Для кого-то ближе характер и взгляды Мцыри, а для кого-то служение, тишина и молитва удел мечтаний
Картина замечательного художника С.Григорьева написана в 1949 году. Действие картины происходит в родном для художника городе Киеве сразу после окончания войны. Поэтому на переднем плане мы видим пустырь, где, по-видимому, стоял дом, но теперь он разрушен. Таких пустырей по всему городу было множество. Слева мы видим здание, в котором размещается Исторический музей Украины. Оно каким-то чудом уцелело. Вниз уходит улица Андреевский спуск, внизу Подол, тоже почти весь разрушенный. Картина стала символом послевоенного возрождения Украины.
На пустыре собрались немногочисленные зрители - дети разного возраста и один молодой человек в шляпе и вышитой украинской рубашке. Нашлось место на картине и собаке, которая тоже наблюдает за ходом матча.
Игроков немного. Их не больше двух-трех. Это школьники, которые шли домой после уроков (школа, кстати, находится там же, через дорогу, она и до сих пор существует), но решили поиграть в футбол, который они очень любят.
Привлекает фигура вратаря - она главная в сюжете картины. Напряженно стоя в импровизированных воротах, он внимательно следит за действиями нападающего, чтобы не пропустить гол. Обратите внимание на ноги вратаря. Он уже расшиб колено, и кто-то забинтовал ему рану. А обут вратарь в старые, подвязанные веревками, чтобы не спадали, сандалии. После войны купить новую одежду и обувь было очень непросто, поэтому он и брюки снял, чтобы не порвать и не испачкать.
А паренек в красном костюмчике, я думаю, стоит за вратарем "на подхвате". Ведь мяч может улететь за пределы пустыря, а там обрыв, и тогда мяч потеряется в зарослях навсегда.
Картина написана в теплых, осенних, тонах. Самая яркая фигура - мальчик в красном. Ведь красный цвет - цвет нашей победы.
Вот на какие раздумья натолкнула меня картина "Вратарь".