Найдите многозначные слова в данных текстах и выпишите их в тетрадь, объясните их лексическое значение:
1. За столом сказала мать:
Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
- А болтать ногами можно?
(Г. Бойко)
2. Вот шофер какой чудак:
Он поесть не мог никак.
Потому что спозаранку
Он крутил - вертел баранку.
А зачем крутил - вертел?
Лучше взял бы да и съел!...
(А. Шибаев)
3. Со столба кричит он: «Есть!
Вспыхнул свет в окошке!»
А на столб ему залезть
две кошки.
лексическое значение Это что обозначает слово например стул род мебели обычно со спинкой предназначены для сидения одного человека
Примеры:
1. Я прекрасно понимал, что, если открою окно, в комнату ворвется свежий ветер. Одиночество дает человеку понять, что, если не найдется скоро родственная душа, жизнь станет еще мрачнее.
2. Он надеялся, что, когда приедет домой, увидеть радостный свет в глазах родных.
3. Я понимал, что, хотя не прав, никогда не соглашусь с наказанием
4. Я прекрасно понимал, что если открою окно, то в комнату ворвется свежий ветер
5. Я буду верить, что когда вырасту, то стану настоящим капитаном
6. Не могу согласиться с тем, что хотя я и повзрослею, то никогда не забуду детских шалостей
1. Лукавые щеглы, подражая соловЬям, начинали щёлкать с конца ночи... (Бонд.). 2. И вдруг вспоминаю чЬю-то легенду о ветре и душах провинившихся людей и в испуге поднимаюсь со скалы (Бун.). 3. Мама взЪ/ерошила Володины коротенькие волосы (Ф. Сол.). 4. Иван Иваныч при слове «три» взмахнул крылЬями и вскочил на спину свинЬи (Ч.). 5. Был арестован Константин, человек заведомо невинный (Тын.). 6. Полегшая пшеница после первых же дождей прорастала в колосЬях (Проск.). 7. БезлюдЬе вокруг, всё обЪ/ято покоем (И. Сев.). 8. ПЬяный подЬячий к нему протиснился и пытался лобызнуть руку (Тын.). 9. Он ясно видел его глаза, которые стали огромными, чёрными, и то сЪ/ёживались, то расширялись... (Купр.). 10. Дело шло о новом университете и о назначении в адЪюнкты и профессоры гимназических учителей (Акс.). 11. На стволе корявой ели муравЬиное шоссе (Ахм.). 12. Люди кричат ему что-то, поднимают ружЬя вверх (Тын.).
Объяснение: (орфограммы даны капсом)
Разделительный Ъ пишется после приставок пере первой гласной корня е,ё,ю,я (указать приставку и гласный корня).
Разделительный Ь пишется между согласным и гласным звуками (подчеркнуть).