2. Интегрирующая дидактическая цель: познакомиться с правилами правописания букв Ы и И после приставок.
3. Целевой план действий для учащихся:
дать представление о правописании букв Ы и И после приставок;развивать орфографическую грамотность;совершенствовать умение видеть орфограммы в словах по изучаемому правилу;воспитывать культуру умственного труда.
4. Банк информации: а) входной контроль.
Уровень А.
Найдите строку, в которой на месте пропуска во всех словах пишется буква А?
а) к...снуться, заг...р, з...рька;
б) прик...сновение, заг...релый, з...ря;
в) к...сание, выг...рки, з...рево;
г) к...сательная, заг...реть, з...ревать.
ответ. В
Альтернативный вопрос. Какие корни с чередованием Вы изучили на уроке? Расскажите правила. (В корне -кос- — -кас- в безударном положении пишется буква А, если после корня стоит суффикс -а-, и буква -о-, если этого суффикса нет.
В корне с чередованием -гор- — -гар- в безударном положении пишется буква О. Исключение: выгарки.
В корне -зор- — -зар- под ударением пишется та гласная, которая слышится, а без ударения – а.
1. З...рево, к...сательная.А. О и О2. Заг...реть, з...ревать.Б. А и А3. Прик...сновение, з...рница.В. А и О4. К...саться, уг...рный.Г. О и А5. Оз...рять, прик...снуться.
ответ. 1Б, 2А, 3Г, 4Б, 5В.
Альтернативный вопрос: задание уровня В.
б) изучение нового материала (адаптировано для всех уровней).
Буквы Ы и И после приставок
После приставок на согласные пишется буква Ы, если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звука [и].
Например,
безызвестный (известный); подытожить (итог)
После приставок сверх- и меж- пишется буква И.
Например,
сверхизысканный (после сверх-), межинститутский (после меж-)
в) закрепление ранее изученного материала.
Уровень А.
Задание 1.
Цель: закрепить правило о правописании Ы и И после приставок.
Методический комментарий для учащихся: Объясните правописание данных слов.
ответ. После приставок на согласные пишется буква Ы, если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звука [и]: безыдейный, безыскусственный, небезызвестный, предыстория, предыдущий, предыюльский.
После приставок сверх- и меж- пишется буква И: межинститутский, сверхинтересный, сверхизысканный, межиздательский.
Задание 2.
Цель: совершенствовать навык правописания букв Ы и И после приставок.
Методический комментарий для учащихся: Перейдите по указанной ссылке и выполните упражнение.
Сочинительная связь: 1. Я хотел пойти на улицу, но начался дождь. 2. Марина сегодня отдыхает, а Катя ушла на работу. 3. Собака спит в конуре, либо бегает в ограде.
Подчинительная связь: 1. Паша сегодня не пришел в школу, потому что у него заболела голова. 2. Он сдаст экзамен, если будет читать книги. 3. Её мысли текут, словно река ранней весною.
С разными видами связи: 1. Ее характер наделен светлой добротой, которая могла бы победить все зло на земле, но она этого не замечала, чтобы не привлекать внимание окружающих. 2. Когда пройдет дождик, я пойду гулять на улицу, и позову своего друга. 3. Лето выдалось засушливым, какого у нас в СИбири практически не бывает, но иногда природа баловала нас дождем.
Название модуля: «Буквы Ы и И после приставок».
2. Интегрирующая дидактическая цель: познакомиться с правилами правописания букв Ы и И после приставок.
3. Целевой план действий для учащихся:
дать представление о правописании букв Ы и И после приставок;развивать орфографическую грамотность;совершенствовать умение видеть орфограммы в словах по изучаемому правилу;воспитывать культуру умственного труда.4. Банк информации: а) входной контроль.
Уровень А.
Найдите строку, в которой на месте пропуска во всех словах пишется буква А?
а) к...снуться, заг...р, з...рька;
б) прик...сновение, заг...релый, з...ря;
в) к...сание, выг...рки, з...рево;
г) к...сательная, заг...реть, з...ревать.
ответ. В
Альтернативный вопрос. Какие корни с чередованием Вы изучили на уроке? Расскажите правила. (В корне -кос- — -кас- в безударном положении пишется буква А, если после корня стоит суффикс -а-, и буква -о-, если этого суффикса нет.
В корне с чередованием -гор- — -гар- в безударном положении пишется буква О. Исключение: выгарки.
В корне -зор- — -зар- под ударением пишется та гласная, которая слышится, а без ударения – а.
Исключения: зорянка, зоревать. ).
Уровень В.
В каждой строке найдите «четвертое лишнее».
а) к..сой, к...сание, к...снуться, прик...сновение;
б) приг...реть, заг...р, г...ра, заг...релый;
в) к..са, к..сатик, к…суля, к…сательство.
ответ. 1) кОсой, кАсание, кОснуться, прикОсновение; 2) пригОреть, загАр, гОра, загОрелый; 3) кОса, кАсатик, кОсуля, кАсательство.
Альтернативный вопрос: задание уровня А.
Уровень С.
Установите соответствие.
1. З...рево, к...сательная.А. О и О2. Заг...реть, з...ревать.Б. А и А3. Прик...сновение, з...рница.В. А и О4. К...саться, уг...рный.Г. О и А5. Оз...рять, прик...снуться.ответ. 1Б, 2А, 3Г, 4Б, 5В.
Альтернативный вопрос: задание уровня В.
б) изучение нового материала (адаптировано для всех уровней).
Буквы Ы и И после приставок
После приставок на согласные пишется буква Ы, если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звука [и].
Например,
безызвестный (известный); подытожить (итог)
После приставок сверх- и меж- пишется буква И.
Например,
сверхизысканный (после сверх-), межинститутский (после меж-)
в) закрепление ранее изученного материала.
Уровень А.
Задание 1.
Цель: закрепить правило о правописании Ы и И после приставок.
Методический комментарий для учащихся: Объясните правописание данных слов.
Безыдейный, безыскусственный, межинститутский, небезызвестный, предыстория, сверхинтересный, предыдущий, сверхизысканный, межиздательский, предыюльский.
ответ. После приставок на согласные пишется буква Ы, если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звука [и]: безыдейный, безыскусственный, небезызвестный, предыстория, предыдущий, предыюльский.
После приставок сверх- и меж- пишется буква И: межинститутский, сверхинтересный, сверхизысканный, межиздательский.
Задание 2.
Цель: совершенствовать навык правописания букв Ы и И после приставок.
Методический комментарий для учащихся: Перейдите по указанной ссылке и выполните упражнение.
http://learningapps.org/display?v=p2a2ujduk
ответ. Ы: сыграть, безыскусный,отыскивать, предыюньский, подыгрывать. И: межинституский, неинтересный, сверхидейный, сверхинтересный, выиграть.
Задание 3.
Цель: закрепить правило о правописании Ы и И после приставок.
Методический комментарий для учащихся: В каждой строке найдите «4 лишнее». Свой выбор объясните.
1) без...дейный, пред...стория, сверх...нтересный, под...скать;
2) от...скать, меж...нститутский, небез...нтересный, пред...дущий;
3) сверх...зысканный, меж...здательский, без..сходность, сверх...дейный;
4) под..тожить, под..грать, без...скусственный, под...скать.
2. Марина сегодня отдыхает, а Катя ушла на работу.
3. Собака спит в конуре, либо бегает в ограде.
Подчинительная связь: 1. Паша сегодня не пришел в школу, потому что у него заболела голова.
2. Он сдаст экзамен, если будет читать книги.
3. Её мысли текут, словно река ранней весною.
С разными видами связи: 1. Ее характер наделен светлой добротой, которая могла бы победить все зло на земле, но она этого не замечала, чтобы не привлекать внимание окружающих.
2. Когда пройдет дождик, я пойду гулять на улицу, и позову своего друга.
3. Лето выдалось засушливым, какого у нас в СИбири практически не бывает, но иногда природа баловала нас дождем.