Найдите средства выразительности в тексте. если вы меня спросите, какую пору года я люблю больше всего, отвечу: конечно, весну. закончились суровые морозы, и везде ощущается дыхание весны. все пробуждается к новой жизни, дышит свежестью и молодостью. еще островками лежит снег, а солнышко
припекает, и появляются первые вестники весны – ручейки. бегут ручейки и поют свою песенку, весело сообщая всем о приходе весны: «весна идет! весна идет! мы молодой весны гонцы, она нас выслала вперед! » и хотя ночью все еще морозно, но весна вступает в свои права. звонче звучат птичьи голоса, от
их щебетания за окном я просыпаюсь по утрам. на отдохнувших за зиму деревьях набухли почки. дунет легкий ветерок, зашумят деревья, весну. а вслушивались ли вы в пение весенней капели? это же настоящий хор с разными голосами и тональностью: где то тише, где то громче, а то и вовсе басом. я люблю
наблюдать весной за природой, смотреть, как вокруг все обновляется. люблю проводить выходные в весеннем лесу. идешь по лесу и ощущаешь, что на душе становится легко и радостно. вот солнечные зайчики пляшут на поляне, – они как будто хотят рассказать всему живому в лесу, что пора просыпаться. между
деревьями от первых солнечных лучиков появились подснежники. они еще совсем маленькие, хрупкие, но сколько упорства в этих нежных цветах: настойчиво пробивает он толстый ковер снега. голубые лепесточки, словно усмехаясь, тянутся к солнышку. набредешь на полянку подснежников – и глаз
отвести не можешь: кажется, будто земля и небо одного цвета – ярко голубого. цветы такие нежные, что и срывать их жалко и даже стыдно. наверное, нет никого мудрее матушки природы, потому что как объяснить, что одна пора года сменяется другой, и непременно приходит самая долгожданная – весна.
Что делают горожане зимой?
Вот и пришла долгожданная, снежная зима. Все кругом белым-бело: деревья одеты в зимние белые шубы, спит под теплым белоснежным одеялом земля, покрыты снегом дороги и крыши домов.
Чем заняться горожанам зимой? Можно укатавшись теплым шарфом весело провести день на улице: кататься на коньках на ледовом катке, лепить снежную бабу, проехаться с ледяной горки, поиграть в снежки, покататься на лыжах или санках, построить снежную крепость.
А после зимней прогулки и забав, будет приятно выпить чашку горячего чая, рассматривая причудливые узоры на окне, которые оставил мороз.
П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.
Различные передачи чужой, не принадлежащей автору речи по-разному сохраняют ее содержание и форму. Прямая речь – это такой передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.
Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.
Схема 1"П", – а."П!" – а."П?" – а.Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например:
«Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин).
Схема 2
А: "П".А: "П!"А: "П?"Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например:
Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин).
"П, – а, – п"."П, – а. – П".Схема 3
Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка. Например:
«Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин).
А: "П" – а.А: "П!" – а.А: "П?" – а.Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы. Например:Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти (Пушкин).Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Например:«Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину).В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку. Сравните:Схема 4
«Слава богу, насилу вы приехали, – сказала девушка. – Чуть было вы барышню не уморили».
Рассмотрите схемы этих предложений.
"П, – а, – п. П"."П, – а. – П". 2. Предложения с косвенной речьюВам хорошо известны такие понятия, как главная и придаточная части сложноподчиненного предложения. От главной части к придаточной всегда можно задать вопрос. Например:Батюшка не хотел верить, что я мог быть замешан в гнусном бунте. В этом предложении от первой части ко второй можно поставить вопрос (верить ЧЕМУ?), следовательно, первая часть является главной, а вторая – придаточной.
Батюшка не хотел верить,что я мог быть замешан в гнусном бунте.Главная частьПридаточная часть Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется косвенной речью.Первая, главная часть предложения в этом случае представляет собой слова автора, а вторая – косвенную речь. Обратите внимание: слова автора стоят перед косвенной речью и отделяются от нее запятой. Этот передачи чужой речи, в отличие от прямой речи, сохраняет содержание чужого высказывания, но не сохраняет его форму и интонацию.