Ниже приводится отрывок из рассказа В.М.Шукшина «Гоголь и Райка». О какой проблеме говорит автор? С книгами у меня целая история. Я каким-то образом научился читать до школы: учил меня дядя Павел (тот сам читать страсть как любил и даже пытался сочинять стихи и, говорит, когда он был на войне, то некоторые его стихи печатали во фронтовой газете. Наверно, неправду говорит, он прихвастнуть любит: когда мне теперь попалась тетрадка его стихов, они поразили меня своей бестолковщиной)… Словом, как только я еще и в школе поднаторел и стал читать достаточно хорошо, я впился в книги. Я их читал без разбора, подряд, какие давала библиотекарша. Она удивлялась и не верила:
– Уже прочитал?
– Прочитал.
– Неправда. Надо, мальчик, до конца читать, если берешь книга. Вот возьми и дочитай.
Что с ней было делать? Брал книжку обратно, терпел дня два и шел опять…
Учительница узнала, как я читаю, и разъяснила, что это действительно вредно. А главное, совершенно без всякой пользы: я почти ничего не помнил из прочитанной уймы книг, а значит, зря угробил время и отстал в школе. Но она убедила маму, что читать надо, но с толком. Сказала, что она нам : оставит список, и я по этому списку буду брать книги в библиотеке.
С тех пор стал я читать хорошие книжки. Реже, правда, но всегда это был истинный праздник.
1. СФОРМУЛИРУЙТЕ МИКРОТЕМУ ОТРЫВКА.
2.ВЫПИШИТЕ ИЗ ТЕКСТА 3 СЛОВА, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ РАЗГОВОРНЫМИ ПО СВОЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ПО ТОЛКОВОМУ СЛОВАРЮ.
3. ПЕРЕДАЙТЕ ДИАЛОГ МЕЖДУ БИБЛИОТЕКАРЕМ И ГЛАВНЫМ ГЕРОЕМ РАССКАЗА ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ.
4. ОБЪЯСНИТЕ, КАКОВА РОЛЬ ВВОДНЫХ СЛОВ В ПРИВЕДЁННОМ ОТРЫВКЕ.
5. НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ О НЕОБХОДИМОСТИ РУКОВОДСТВА ЧТЕНИЕМ.
Если речь стилистически окрашена, то, даже не вникая в смысл, можно определить, кто, кому и в какой обстановке говорит или пишет эти слова, а также, в каких отношениях находятся отправитель и реципиент. Пример приводить не буду – загляните в любой учебник.
Каждый стиль обладает своими характерными чертами и особенностями, формами и средствами выразительности (отсутствие их – тоже средство) .
Иногда просто необходимо добавить в картину серых будней ярких красок поэзии. А выделяющееся из контекста стилистически окрашенное слово или фраза придает сказанному комический оттенок и определенным образом характеризует говорящего (такой прием часто используется в художественной литературе для придания комического эффекта ситуации).