НУЖНО ПОДЧЕРКНУТЬ ГРАММ ОСНОВУ И СДЕЛАТЬ СХЕМЫ ДО КОНЦА УРОКА 1) Черный дым большими клубами шел из-под длинных камышовых крыш, приплюснутых к земле, (причастный оборот) и лениво поднимался вверх. 2) Недалеко от холма маленькая речка расползалась в лужицу; горячие лучи и раскаленная почва, жадно выпивая ее, (деепричастный оборот) отнимали у нее силу.
3) Перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов (причастный оборот)
4) Теснясь и выглядывая друг из-за друга, (деепричастный оборот) эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали
5) Стадо куропаток, испуганное бричкой, (причастный оборот) вспорхнуло и полетело к холмам.
6) Летит коршун над самой землей, плавно взмахивая крыльями, (деепричастный оборот) и вдруг останавливается в воздухе, потом встряхивает крыльями и стрелою несется над степью
7) Егорушке казалось, что мельница, машущая крыльями, (причастный оборот) приближается.
8) Мягко картавя, (деепричастный оборот) журчал ручеек, но все эти звуки не нарушали тишины, не будили застывшего воздуха, а, напротив, вгоняли природу в дремоту.
9) Из холма, склеенного природой из громадных, уродливых камней, (причастный оборот) сквозь трубочку из болиголова, вставленную каким-то неведомым благодетелем, (причастный оборот) тонкой струйкой бежала вода
10) Егорушка, задыхаясь от зноя, (деепричастный оборот) который особенно чувствовался теперь после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность
1. В каком предложении даны индивидуально-авторские (контекстуальные) антонимы.
C: Я царь – я раб, я червь – я бог.
2. Указать предложение с антонимами
B: И ненавидим мы, и любим мы случайно...
3. Закончите пословицу, подобрав антоним: Человек от лени болеет, от труда ….
A: здоровеет
4. В каком предложении даны индивидуально-авторские антонимы
B: Они сошлись волна и камень, стихи и проза, лед и пламень.
5. Указать предложение с контекстуальными антонимами
B: Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви... И царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови
6. Найдите антонимы в предложениях
B: Близкий сосед лучше дальней родни
7. Укажите вариант, в котором антонимические отношения между словами выражены с приставок
C: Морские волны бились и звенели, и отцветали, чтобы вновь цвести.
8. Укажите вариант, в котором антонимические отношения между словами выражены с приставок
A: Бейся в схватках равных и неравных до конца!
9. Определите, в каком предложении встречаются контекстуальные антонимы
B: Страшен враг за горами, но страшнее за плечами.
10. Укажите вариант, в котором антонимические отношения между словами выражены с приставок
D: Чести золото не купит, чести честный не уступит, Честь нужна как свет. Рад продать ее бесчестный.
11. В каком предложении встречаются контекстуальные антонимы
D: Речи как снег, а дела как сажа
12. В каком предложении встречаются контекстуальные антонимы
B: Сморчком глядит, богатырем кашу уплетает.
13. Укажите вариант, в котором антонимические отношения между словами выражены с приставок
B: Давайте спокойной душою прощать талантливость и бесталанность.
14. В каком предложении встречаются контекстуальные антонимы
A: Речи что мёд, а дела что полынь.
15. Смысл какой пословицы требует вставки слова-антонима?
D: Хорошая семья – рай, плохая - ад.
16. К каким словам нельзя подобрать антонимы?
C: мать, глаз, сестра
17. Укажите пример, в котором более одной пары антонимов
A: Где в мире быль и где в нем небылица? Из мрака, к свету вызванная мной, сорвись сейчас слеза с твоей ресницы – и грузно покачнется шар земной.
18. Найдите строку с антонимами
B: эгоизм, альтруизм
19. Смысл какой пословицы требует вставки слова-антонима
D: Вместе – богатство, порознь – бедность.
20. К каким словам нельзя подобрать антонимы
B: портфель, стол, нога
5.Из предложений 6-13 выпишите слово, образованное сложение основ.
пионервожатым
6.Из предложений 26-28 выпишите производный предлог.
несмотря на
7.Из предложений 14-19 выпишите собирательное (-ые) числительное (-ые).
Трое, четверо
8.Из предложений 8-10 выпишите вводное слово (конструкцию).
к моему удивлению
9.Из предложения 38 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
от мысли об этом
10.Выпишите грамматическую основу предложения 12.
показалось; редактор шутит
11.Среди предложений 21-26 найдите нераспространенное предложение и напишите его номер.
24
12.Среди предложений 31 – 37 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным времени.
31
13.Укажите номер (-а) предложения (-ий) с прямой речью.
5
14.Среди предложений 20 – 27 найдите сложное предложение с союзной подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.
23
Объяснение: