А - ала - -ах - акбар!... тихо вздыхает Надыр-Рагим-оглы, старый крымский чабан, высокий, сож.ЖЁН..ный южным солнцем, сухой и мудрый старик. Мы лежим с ним на песке у грОмадного камня, оторвавшегося от родной горы, одетого тенью, поросшего мхом, у камня, печального, хмурого. На тот бок его, который обр..А.щен к морю, волны набросали кучи водор..О.слей и обвеш.АН..ный ими камень кажется привяз.АН..ным к узкой песч.А..ной полоске, отделяющей море от гор. Пламя нашего костра осв.Е.щает его со стороны, обр..А.щенной к горе, оно вздрагивает, и по старому камню, изрез..АН.ному часто сетью глубоких трещин, бегают тени. Мы с Рагимом варим уху из только что наловле..Н.ной рыбы, и оба находимся в том настроении, когда все кажется призрачным, одухотв.О..ренным, позволяющим прон.И..кать в себя, когда на сердце так чисто и легко и нет иных желаний, кроме желания думать...
1. Тире ставится в так называемых эллиптических предложениях при желании автора подчеркнуть обстоятельство места (что, как правило, сопровождается наличием паузы), например: Вокруг месяца – бледные круги (А.Н. Толстой); Над площадью – низко повисшая пыль, на площади – порожние бутылки казенки, бумажки дешевых конфет (Шолохов); И по всему небу – облака, как розовые перышки... (В. Панова); На бескозырках – пехотные каски (Е. Долматовский).
При отсутствии паузы тире может не ставиться, например: Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей... (Пушкин); Скрип шагов вдоль улиц белых, огоньки вдали (Фет); В углу старый кожаный диван. В другом углу, позади письменного стола, несгораемый шкаф. На полу ковер (Симонов) (так обычно оформляются ремарки в пьесах).
2. Тире ставится в эллиптических предложениях особой структуры, основу которых образуют два члена предложения – в дательном и винительном (реже именительном) падежах, без сказуемого, с четким интонационным делением на две части, например: Богу – богово, кесарю – кесарево. Каждой семье – отдельную квартиру.
3. Тире ставится в неполном предложении, являющемся частью сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предшествующей части фразы и в месте пропуска делается пауза, например: Они стояли друг против друга. Олег – растерянный и смущенный, Нина – с выражением вызова на лице (Фадеев); Карманы были двойные – внутренний – из полотна, внешний – из серого коленкора (А. Югов).
При отсутствии паузы тире не ставится, например: Алеша смотрел на них, а они на него (Достоевский); Егорушка долго оглядывал его, а он Егорушку (Чехов); Ты делаешь вещи долгие, а я короткие (Леонов).
4. Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена или даже без пропуска, например: В зале говорили свидетели – торопливо, обесцвеченными голосами, судьи – неохотно и безучастно (Горький); Деньги – исчезают, работа – остается (Горький); Игра кончилась, и наступило время для одних – радоваться выигрышу, для других – подсчитывать проигрыш.
А - ала - -ах - акбар!... тихо вздыхает Надыр-Рагим-оглы, старый крымский чабан, высокий, сож.ЖЁН..ный южным солнцем, сухой и мудрый старик. Мы лежим с ним на песке у грОмадного камня, оторвавшегося от родной горы, одетого тенью, поросшего мхом, у камня, печального, хмурого. На тот бок его, который обр..А.щен к морю, волны набросали кучи водор..О.слей и обвеш.АН..ный ими камень кажется привяз.АН..ным к узкой песч.А..ной полоске, отделяющей море от гор. Пламя нашего костра осв.Е.щает его со стороны, обр..А.щенной к горе, оно вздрагивает, и по старому камню, изрез..АН.ному часто сетью глубоких трещин, бегают тени. Мы с Рагимом варим уху из только что наловле..Н.ной рыбы, и оба находимся в том настроении, когда все кажется призрачным, одухотв.О..ренным, позволяющим прон.И..кать в себя, когда на сердце так чисто и легко и нет иных желаний, кроме желания думать...
1. Тире ставится в так называемых эллиптических предложениях при желании автора подчеркнуть обстоятельство места (что, как правило, сопровождается наличием паузы), например: Вокруг месяца – бледные круги (А.Н. Толстой); Над площадью – низко повисшая пыль, на площади – порожние бутылки казенки, бумажки дешевых конфет (Шолохов); И по всему небу – облака, как розовые перышки... (В. Панова); На бескозырках – пехотные каски (Е. Долматовский).
При отсутствии паузы тире может не ставиться, например: Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей... (Пушкин); Скрип шагов вдоль улиц белых, огоньки вдали (Фет); В углу старый кожаный диван. В другом углу, позади письменного стола, несгораемый шкаф. На полу ковер (Симонов) (так обычно оформляются ремарки в пьесах).
2. Тире ставится в эллиптических предложениях особой структуры, основу которых образуют два члена предложения – в дательном и винительном (реже именительном) падежах, без сказуемого, с четким интонационным делением на две части, например: Богу – богово, кесарю – кесарево. Каждой семье – отдельную квартиру.
3. Тире ставится в неполном предложении, являющемся частью сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предшествующей части фразы и в месте пропуска делается пауза, например: Они стояли друг против друга. Олег – растерянный и смущенный, Нина – с выражением вызова на лице (Фадеев); Карманы были двойные – внутренний – из полотна, внешний – из серого коленкора (А. Югов).
При отсутствии паузы тире не ставится, например: Алеша смотрел на них, а они на него (Достоевский); Егорушка долго оглядывал его, а он Егорушку (Чехов); Ты делаешь вещи долгие, а я короткие (Леонов).
4. Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена или даже без пропуска, например: В зале говорили свидетели – торопливо, обесцвеченными голосами, судьи – неохотно и безучастно (Горький); Деньги – исчезают, работа – остается (Горький); Игра кончилась, и наступило время для одних – радоваться выигрышу, для других – подсчитывать проигрыш.