ОБЪЯСНИТЬ КАЖДЫЙ ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ Я,(1) вероятно,(2) не сумею передать достаточно ярко и убедительно,(3)как велико было мое изумление,(4) когда я почувствовал,(5) что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый,(6) неведомый мир,(7) рассказывая мне о людях,(8) чувствах,(9) мыслях и отношениях,(10) которые я не знал,(11) не видел
2)Я радуюсь и восхищаюсь,(12) что современником Л. Толстого был такой художник,(13) как Репин,(14) который передал его натуру,(15) жизнь,(16) взгляд,(17) мысл так,(18) как,(19) мне кажется,(20) никто больше не в состоянии был передать.
3)Говоря строго,(21) язык никогда не устанавливается окончательно:(22) он непрестанно живет и движется,(23) развиваясь и совершенствуясь.
4)Андерсен часто страдал,(24) страдал жестоко,(25) и можно только преклоняться перед мужеством этого человека,(26) не растерявшего на своем житейском пути ни
доброжелательства к людям,(27) ни жажды справедливости,(28) ни видеть поэзию повсюду,(29) где она есть.
5)Как прекрасные и возвышенные мысли утрачивают привлекательность и силу,(30) так пустяки во веки веков останутся пустяками.
) Дождь, \моросивший весь день\, прекратился, облака понемногу рассеялись.
2) Деревья, \измученные дождями и ветрами\, нежатся на солнце.
3)Под сенью многовековых лип, \ посаженных бог знает когда\, укрывались развалины массивного здания, \напоминавшего торжественный мавзолей\.
4)Суровое северное долго спавшее под снегом\, проснулось под теплыми лучами весеннего солнца и зазеленело...
5) Через несколько минут они попали в низкие, \следующие друг за другом\ пещеры, \уставленные несметным количеством ящиков\.
6) Развалины, \едва различимые при свете звезд\, встретили нас молчанием.
7) Звук , \ раскатывающейся волной\, пронесся по долине.
8) Однако \надвигающаяся \ темнота не остановила машин.
9) \Хорошо работающая\ память связана с умением наблюдать, быть внимательным и сосредоточенным.
10) Сад перед домом горел и дымился, \весь залитый пожаром зари и потопом дождя\.
1)Вначале определяем от чего слово образовано: от сущ. или глагола -- смотрим, можно ли заменить на "который + глагол", если можно, то образовано от глагола. Купленный -- который купили. Заменить можно(к примеру в словосочетании "серебряная ложка" серебряная заменить нельзя). Значит это слово ОБРАЗОВАНО ОТ ГЛАГОЛА.
2)Определяем часть речи. Определяем вид глагола, от которого слово образовано. Задаём вопрос: что Сделать? -- купить. Глагол совершенного вида(глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос "что делать?"). От глаголов совершенного вида образуются ПРИЧАСТИЯ.
3)В суффиксах причастий пишем НН.
Нелеченая болезнь. Аналогично.
1)Которую не лечили. -- От глагола.
2)Что делать? -- Лечить. Несовершенный вид. От несов. вида образуются ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.
3)В суффиксах прилагательных пишем ОДНУ Н. Здесь будет и четвёртый пункт.
4)Пишем ДВЕ Н, если
а)есть приставка(кроме приставки не-). В данном случае такой не имеется.
б)есть зависимые слова(например, нелеченная доктором/в совсем болезнь и т.д. Их нет.
в)слово является исключением. В сключ. всегда ДВЕ Н: нежданный, читанный, негаданный, виденный невиданный, виданный неслыханный, слыханный нечаянный считанный священный, деланный желанный чванный.