Объясните значение/происхождение слов/выражений: 1) под лежачий камень вода не течет, 2) останки / остатки / обломки, 3) Русь / русалка / русло / русые (волосы) / роса / Россия, 4) питаться акридами и диким медом, 5) афера / амфора, 6) сон в руку / вещий сон, 7) либерал / демократ / консерватор, 8) фаталист / фарс / фат / фатум, 9) на безрыбьи и рак рыба, 10) танцевать от печки, 11) смотреть сквозь пальцы, 12) небо с овчинку покажется, 13) интуиция / инфантилизм, 14) конвой / конвульсия, 15)4 корректор / котировка, 16) лейтмотив / лексикон, 17) жесткий / жестокий, 18) графика / пастель, 19) нарочный / нарочно, 20) чушь / вздор / бред/ глупость / нонсенс / маразм, 21) кириллица / латиница, 22) диез / бемоль / корнет, 23) костел / кирха, 24) вализ / кофр, 25) ересь / духовник, 26) реституция / ипотека, 27) архимандрит / митрополит, 28) спор / обсуждение / диспут.
Задание 5.
Объясните смысл данных фразеологических выражений и крылатых слов:
крокодиловы слезы, калиф на час, глас вопиющего в пустыне, между Сциллой и Харибдой, пиррова победа, сфинксова загадка, дамоклов меч, двуликий Янус, прокрустово ложе, лебединая песня.
Задание 6.
Подберите по 10 фразеологизмов с общим для них словом:
голова, нос, рука (руки), ноги, уши, язык, глаза, душа.
Задание 7.
Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний.
1). Известно, какую важную роль в воспитании нашей молодежи имеет наша литература. 2). Надо, чтобы комитет играл в этом деле главную скрипку. 3). Кроме прививок населению, большое значение в профилактике играет уничтожение грызунов. 4). Только при этих условиях руководитель сумеет занять авангардную роль на производстве. 5). В этом году звание чемпиона неожиданно занял Иван. 6). Там все также председательствует Егоров Филипп Иванович, уже защитивший кандидатскую степень. 7). Необходимо предпринять решительные меры, чтобы поднять темпы производства. 8). Я поднял тост за моих далеких друзей.
Задание 8.
Укажите и исправьте ошибки, возникшие из-за неправильного употребления фразеологизмов.
1). Лелею себя надеждой, что моя статья вам понравится. 2). После приезда Ольги жизнь у нас стала бить другим ключом. 3). Павел Константинович знал всю его подноготную жизнь. 4). Отец не захотел слушать объяснений и послал Вадика туда, куда и Макар не гонял. 5). Иван Иванович по душе не солдат, а труженик. 6). Писатель идет в одну ногу со своим временем. 7). Он говорил такое, что у всех уши завяли. 8). Не нужно замыкаться в себе, давайте делиться своими больными местами. 9). У них все было шито-крыто белыми нитками, но тогда этого никто не замечал.
3)Позже приложат ( сов в ,невозвр ,перех ,1 спр ,,изъяв .н ,вбудущ .вр ,3 лицо)немало усилий на восстановление картины.
4)Картину <<Ночной дозор>> разместили( сов в. ,невозвр ,перех ,2 спр ,изъяв накл .,в вр ,во мн ч ) в здании Стрелкового общества.
5) До сих пор пытаются ( несов в ,возвр , неперех ,1 спр ,изъяв накл ,наст. вр ,3 лицо)разгадать( неопр .форма - сов втд ,невозвр ,перех ,1 спр.) истинный замысел художника.
2. Я принимал решение очень обдуманно. Решение было обдумано всеми участниками.
3. Он растерянно смотрел вниз. Все важные бумаги были растеряны.
4. Ребенок получил наказание заслужанно. Первое место было им заслужено.
5. Настя озабоченно задавала вопросы. Моя мама была озабочена проблемами.
6. Его голос испуганно задрожал. Жителя города были испуганы.
7. Вася уверенно ответил на уроке. Я не уверена, чт он прав.
8. Выступление организованно. Было организовано мероприятие.