ОЧЕНЬ УМОЛЯЮ
Задание 1. Выпишите предложения, обозначьте слова с чередующимися гласными в корне слова (выделите корень), подчеркните основу в каждом предложении (подлежащее и сказуемое). Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от согласной на конце корня.
1. Касаясь трёх великих океанов, страна лежит, раскинув города.
2. Юные туристы предполагали добраться до озера к восьми часам, но их предположение не оправдалось.
3. Шофёр был рослый, медно загоревший, даже волосы на его руках выгорали за лето до белизны.
4. Почти все друзья, приятели, товарищи, знакомые и коллеги вернулись откуда-то загорелые, хотели видеться, хотели делиться впечатлениями.
5. Поравнявшись с художником, она остановилась, вздохнула и задумалась, опираясь на посох.
Задание 2. Выпишите предложения, обозначьте слова с чередующимися гласными в корне слова (выделите корень), объясните постановку гласной в корне (поставьте ударение/выделите суффикс/поясните смысловое значение).Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от суффикса А.
1. Если нечаянно порежете палец, не прикасайтесь к ранке невымытой рукой: ранку можно загрязнить, тогда получится нарыв.
2. Белка забавно скачет по веткам, замирает, наклоняет голову вниз и - прыг, зарывается в снег.
3. Борьба пловцов в финальном заплыве обычно бывает крайне напряжённой.
4. Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.
5. В своих прогулках с ребятами мы установили правило: покидая стан, убирать за собой.
Задание 3. Выпишите предложения, обозначьте слова с чередующимися гласными в корне слова (выделите корень), подчеркните основу в 1,3,5 предложениях (подлежащее и сказуемое). Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения.
1. Затем, сложив крылья, стремглав бросались книзу, но, едва коснувшись травы, снова быстро взмывали вверх.
2. Поравнявшись с пограничной вышкой, Сашук задирает голову и долго присматривается.
3. И когда я буду плавать в той далёкой стороне, хоть разочек, хоть немножко погрустите обо мне.
4. Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было.
5. Левин вошел на приступки, разбежался сверху сколько мог и пустился вниз, удерживая в непривычном движении равновесие руками.
Задание 4. Выпишите слова с пропущенными буквами. Обозначьте слова с чередующимися гласными в корне слова (выделите корень), объясните постановку гласной в корне (поставьте ударение/выделите суффикс/поясните смысловое значение).
1. Лестница ок_залась новой, прочно сбитой и не скр_пела. Он взялся за верхнюю ступень, осторожно подт_нулся и загл_нул в дверной проем.
2. Утро зан_малось над поселком, роса бл_стела, картошка цвела, и лес на склоне был тихий, чуть подсвеченный заревом из-за хребта.
3. П_тно света от лазерного луча лежало на самом верхнем г_ризонте туч и м_няло к_нф_гурацию.
4. На б_рдовой _тласной др_пировке стен в дорогих рамах в_сели картины.
5. День выд_лся солнечный, теплый, вокруг п_стрела листьями наб_рающая силу осень.
6.П_йзаж в этом месте м_нялся в зависимости от осв_щения.
Вспоминаю: школьный учитель говорил: " Солнцу и тому нужно десять часов, чтобы от Берингова пролива дойти до Москвы".
1 ГО - вспоминаю (двумя)
2 ГО - учитель (одной) говорил (двумя)
3 ГО - нужно (двумя)
4 ГО - дойти (двумя)
Вспоминаю: двоеточие разделяет простые предложения в составе бессоюзного
говорил: "" двоеточие после слов автора перед прямой речью,
кавычки заключают прямую речь
..часов, чтобы - запятая разделяет простые предложения в составе сложноподчинительного предложения.
Если после слова " вспоминаю" ты забыл написать слово "как", то тогда запятая будет разделять два предложения в составе сложноподчиненного
Схема:
квадратная скобка, две черты, закрыть квадратную скобку, двоеточие, кв скобка, одна черта, две черты, кв скобка, двоеточие, нижние кавычки, большая буква А, верхние кавычки.
в) заЯдлый
2. В этом слове произносится звук [д’]:
б) сделайте
3. В этом слове на месте пропуска пишется Ё:
а) печЁнка
4. В этом слове на месте пропуска пишется Ы:
г) на цЫпочках
5. В этом слове два суффикса:
в) прочит|А|НН|ый
6. В этом слове происходит озвончение согласных:
г) молоТьба
7. Правильное произношение слова:
а) тезис [тэ]
8. В этом слове на месте пропуска пишется Ь:
б) слышишЬ
9. Это слово образовано лексико-семантическим
б) планшет
10. Это слово образовано приставочным
б) ПРАвнук
11. В этом слове пишется буква А:
б) посАдить (дерево)
12. В этом ряду во всех словах пропущены двойные согласные:
г) хлорофиЛЛ, диФФеренцировать, капиЛЛяр
13. В этом случае на месте пропуска пишется буква С:
а) беСцеремонный
14. В этом слове пишется Ь:
в) пЬедестал
15. Это слово имеет омонимы:
а) брак
16. Это слово противоположно по значению слову «лицемерный»:
в) искренний
17. Это слово относится к лексике ограниченного употребления:
а) гипотенуза
18. В этом варианте значение фразеологизма указано неверно:
а) седьмая вода на киселе — близкие родственники
19. В этом ряду все слова являются именами существительными:
а) манго, облако, древко, повидло
20. В этом ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными:
г) сКЛОНение, заМЕРеть (на секунду), БЛЕСТящий
13. В этом ряду во всех словах пропущена буква О:
б) инфОрмация, рОстовщик, загОрелый, кОнтинент
21. В этом слове окончание Е:
а) по аллеЕ
22. Это существительное относится к женскому роду:
в) бандероль
23. В этом ряду во всех словах на месте пропуска пишется Е:
в) безразличен к полемикЕ, спрятать в подземельЕ, стоять на распутьЕ
24. В этом ряду все слова являются именами прилагательными:
г) нетерпеливый, должен, хаки
25. В этом слове пишется одна буква Н:
б) песчаНый