Одна из улиц Усть-Каменогорска носит имя Кабанбай -батыра. Кем был этот человек на самом деле? (По)моему, это важно знать. По мнению историков, в 1691 году в семье батыра Кожагула родился сын. Мальчика назвали Ерасыл, что значит «драгоценный богатырь». С детства он был не по годам рослым и крепким. Когда в Казахстан вторглись джунгары, от их рук пали отец и старший брат Ерасыла. Юноше пришлось взять в руки оружие. Как(то) ему удалось пробраться во вражеский лагерь под покровом ночи и отомстить убийцам.
По преданию, прозвище Кабанбай он получил после того, как на берегу озера Зайсан в одиночку одолел стаю диких кабанов, напавших на людей и табун лошадей. На этом подвиги Кабанбай-батыра не заканчиваются. (Во)первых, он принял участие в 103 сражениях. (Во)вторых, ему удалось одолеть противников в 54 поединках. (В)третьих, он был участником национально-освободительного движения. Кабанбай был долгожителем для своего времени. Он прожил 78 лет, и, по одной из версий, умер в седле своего боевого коня. Одним словом, это был настоящий батыр!
Память о Кабанбай-батыре, выдающемся воине и настоящем патриоте своей страны, живет в памяти поколений. Согласитесь, мы должны знать о таких представителях нашего народа!
1. Сформулируйте тему и основную мысль текста.
2. Определите стиль и приведите 3 аргумента в защиту своей точки зрения.
3. Выпишите из текста все словосочетания «числительное + существительное», записывая числительные словами.
Дайте характеристику одному из записанных числительных: разряд по значению, строению, падеж, род (если есть), число (если есть).
4. Заполните таблицу «Вводные слова» примерами из текста.
Значение вводных слов (словосочетаний) Примеры
Источник сообщения
Порядок мыслей и их связь
оформления мыслей
Привлечение внимания собеседника
5. Выпишите из текста выделенные слова, раскрывая скобки и обозначая орфограмму.
6. Выполните полный синтаксический разбор последнего предложения.
Я зашёл в красивый парк, (сущ.) там (местоим.) была красивая тропинка. Слева (нареч.) от неё были лавочки, а справа (нареч.) от тропинки было огромное поле с одуванчиками. Если по этой аллее пройти вперёд, (нареч.) то вдали (нареч.) мы увидим речку. Как и мой дом, он тоже далеко-далеко отсюда (нареч.) . Под ногами (сущ.) хрустели осенние листья, а над головой (сущ.) шуршали ели. Кое-где (местоим.) можно услышать белое(?), а там (местоим.) журчит ручеёк, и тут (местоим.) дети с разбегу прыгают в листья. И всё это времяза мной наблюдал ёжик из-за дерева (сущ.) .
Я зашёл в красивый парк там была красивая тропинка. -в парк (предлог+сущ)
Слева от неё были лавочки, а справа от тропинки было огромное поле с одуванчиками. (слева, справа - наречия)
Если по этой аллее пройти вперёд, то вдали мы увидели речку.- по аллее (предлог+сущ), вдали (наречие)
Как и мой дом, он тоже далеко-далеко отсюда. (далеко-далеко - наречие)(отсюда - наречие)
Под ногами хрустели осенние листья, а над головой шуршали ели. (под ногами - предлог+сущ, над головой - предлог+сущ)
Кое-где можно услышать белое, а там журчит ручеёк, и тут дети с разбегу прыгают в листья. (кое-где - наречие, там - наречие, тут - наречие, в листья - сущ+предлог)
И всё это время за мной наблюдал ёжик из-за дерева.
(из-за дерева - предлог + сущ)
Объяснение: внимательно со знаками препинания, выделенное слово надо перепроверить, оно непонятно, все обстоятельства подчеркнуть пунктир - точка