ОН СМЕЕТСЯ!
Любопытные мигом окружили профессора и Электроника. Как снежный ком, этот сплошной круг спин все рос и рос.
Посреди круга стояли Громов и Электроник, а перед ними - кролик, черепаха, мышь и другие звери. Это были мальчишки и девчонки в картонных масках и костюмах - артисты пионерского театра, которые давали представление малышам.
- Ну скажи, - настаивал кролик, - скажи, кто я такой?
- Ты человек в маске трусливого кролика, - хрипло ответил Электроник.
- Но я совсем не труслив! - возмутился артист.
- А я и не говорю, что ты трус, - заметил Электроник. - Ты сейчас кролик, а кролик всегда труслив.
Ребята расхохотались.
- Электроник, а я? - с черепаха.
- Ты - мудрая черепаха. Ты или прячешь на дне пруда золотой ключик, или, взобравшись на камень, вспоминаешь свою жизнь.
Артисты удивились:
- Верно! Он все угадал, хотя не видел пьесу. Сразу видно, как он хорошо соображает.
- Ого! - удивился Громов. - Оказывается, у Электроника уже много приятелей. Не вижу только самого лучшего друга - Сергея Сыроежкина.
Какая-то сила сдавила горло Сережки. Он шагнул вперед и, судорожно глотнув, пробормотал:
- Я здесь.
Профессор похлопал Сыроежкина по плечу. - Ты должен знать, в чем силен Электроник. Скажи ребятам.
Сыроежкин улыбнулся:
- Он лучший в мире математик. Лучший фокусник. И лучше всех понимает язык зверей.
- Вот как! - вскричал артист в маске кролика. - Это мы сейчас проверим! Электроник, угадай, что я сейчас скажу. - И кролик зарычал грозно и страшно, словно он был тигром: - Р-р-р-р!..
- Ква-ква-ква-ква! - подхватила черепаха.
- Мяу, мяу... - требовательно мяукнула мышь.
Зрители засмеялись. А Электроник стоял совсем спокойный. Он даже не улыбнулся.
1. Составьте цитатный план.
1)сентябрь
2)вьюн
3)бьёт
4)въехали
Фонетический анализ лишних слов:
1. Сентябрь - 2 гласные, 5 согласных, 2 слога (сен-тябрь), ударение падает на 2 слоге гласную я.
С [с’] - согласный, глухой (парный), мягкий (парный)
е [э] - гласный
н [н] - согласный, звонкий (непарный), твёрдый (парный), сонорный
т [т’] - согласный, глухой (парный), мягкий (парный)
я [а] - гласный
б [б] - согласный, звонкий (парный), твёрдый (парный)
р [р’] - согласный, звонкий (непарный), мягкий (парный), сонорный
ь ___
7 зв., 8 б.
2. Вьюн - 2 согласные, 1 гласная, 1 слог, ударение падает на гласную ю.
В [в’] - согласный, звонкий (парный), мягкий (парный)
ь
ю [й’] - гласный, звонкий (непарный), мягкий (непарный)
[у] - гласный
н [н] - согласный, звонкий (непарный), твёрдый (парный), сонорный
4 зв., 4 б.
3. Бьёт - 2 согласные, 1 гласная, 1 слог, ударение падает на гасную ё.
Б [б’] - согласный, звонкий (парный), мягкий (парный)
ь
ё [й’] - согласный, звонкий (непарный), мягкий (непарный)
[о] - гласный
т [т] - согласный, глухой (парный), твёрдый (парный)
4 зв., 4 б.
4. Въехали - 3 согласные, 3 гласные, 3 слога (въе-ха-ли), ударение падает на первом слоге гласную е.
в [в] - согласный, звонкий (парный), твёрдый (парный)
ъ
е [й’] - согласный, звонкий (непарный), мягкий (непарный)
[э] - гласный
х [х] - согласный, глухой (непарный), твёрдый (парный)
а [а] - гласный
л [л’] - согласный, звонкий (непарный), мягкий (парный), сонорный
и [и] - гласный.
7 б., 7 зв.
Главные члены предложения:
Заросли - подлежащее ,выражено существительным.
Заросли (что сделали?) сохранились - сказуемое ,выражено глаголом.
Второстепенные члены предложения:
Заросли (чего?) малины - дополнение ,выражено существительным.
Сохранились (где?) на краю - обстоятельство ,выражено существительным с предлогом.
На краю (чего?) поляны - дополнение ,выражено существительным.
Схема:
[ .- -- = - -- ]
.- (обстоятельство).
-- (дополнение).
= (сказуемое).
- (подлежащее).
Характеристика:
Повествовательное ,невосклицательное ,простое ,двусоставное ,распространенное.