Определи, что выражает предлог как часть речи:
а) различные оттенки значений;
б) различные чувства;
в) отношение говорящего к высказываемому;
г) зависимость одного слова от другого.
Выбери пример, где допущена ошибка в употреблении падежной формы существительного:
а) вопреки сомнению;
б) наперекор судьбы;
в) согласно приказу;
г) благодаря старанию;
Отметь падеж, с которым употребляются предлоги «.благодаря», «согласно», «вопреки», «наперекор».
а) Им.,
б) дат.,
в) вин.,
г) твор.,
4.Укажи ряд, в котором перечислены только производные предлоги:
а) наперекор, если, в доме
б) несмотря на, благодаря, в течение;
б) без устали, невзирая на, кроме;
в) около, мимо, через.
Укажи ряд, в котором производные предлоги пишутся слитно:
а) (в)место себя, (в)след уходящим, (на)счет отпуска,
б) (в)качестве сувенира, (по)мере приближения,
в) (по)среди поля, (в)целях самообороны
Укажи, в каком случае «(в)течени_» не является производным предлогом:
а) сдать работу (в)течени_ недели
б) идти (в)течени_ получаса
в) преодолеть препятствия (в)течени_ ручья
г) (в)течени_ месяца
Определи, какую функцию выполняет союз, как часть речи:
а) выражает оттенки эмоций
б) выражает отношение говорящего
в) связывает части сложного предложения или однородные члены
г) связывает члены предложения
Если союзом называется служебное слово, служащее для связи конструкций, то укажи, какие конструкции связываются.
а) Главное и зависимое слово в словосочетании.
б) Слова в словосочетании и предложении
в) Части предложения) в составе сложного предложения, однородные члены предложения
Укажи предложение, в котором союз связывает однородные члены предложения:
а) Лев Павлович на ходу, расстёгивая шубу, вынимал билет, чтобы предъявить его перронному контролёру.
б) Наш хлеб окончательно чёрен и чёрств.
в) На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и в воде плавали коряги
г) Иногда ему казалось, что он теряет сознание.
Укажи составной союз.
а) Даниил Андреев не только в стихах, поэмах, но и в прозаической «Розе Мира» — поэт.
б) Уже смеркалось, как он вернулся.
в) Звёзды видны, а месяц ещё не всходил.
Укажи во частицы:
а) именно, как раз;
б) неужели, разве;
в) вряд ли, едва ли;
г) даже, же.
Отметь предложения, в которых во всех случаях пишется «ни».
а) Я н__чуть н__испугался.
б) На небе н__облачка.
в) В тумане н__были видны н__строения, н__сады, н__люди.
г) Мне н_ разу н__удалось съездить в горы.
13. Выбери предложение, в котором употреблена частица «не».
а) Сколько волка н__корми, он всё в лес смотрит.
б) Н__исследованная до сих пор местность привлекала вин
ние учёных.
в) Н__чем тебе похвалиться.
г) Он был н__рыба и__мясо.
14. Выпиши номера пропусков, где необходимо поставить запятые.
а) По мере того 1_ как приближался день нашего выступления _2
наше волнение _3 усиливалось.
б) Мы очень поздно вышли из дома _1 вследствие чего _2 не успели к открытию спартакиады.
в) Отряд остановился 1_ так _2 как впереди была отвесная ска- ла.
г) Слышится _1 то шёпот _2 то осторожный шелест.
д) Судьба этих уникальных животных не может не волновать _1
не только ученых 2_ но и всех защитников 3_ и любителей природы.
е) Для того _1 чтобы добраться до озера 2_ потребовалось немало времени.
ж) Так _1 как брат вовремя не приобрёл билет 2_ он не смог присутствовать на матче ЧЕНЬ НУЖНО
І. Гусиная стая: лебединая песня; орлиный взмах; воробьиная стая; голубиное
гнездо; соболиный мех; утиная охота; змеиный укус; куриный бульон; зверинный
крик; муравьиная куча;
П. Шерстяная юбка; серебряная брошь; ледяная стужа; водяной вал; глиняный сосуд;
полотняный костюм: жестяной чайник; стеклянный; деревянный; оловянный.
III. Соломеный; огненный; обеденный; родственный; единственный; таинственный;
современный,лимонный; ураганный; батальонный; экскурсионный.
IV. Малышка умна; морковь полезна; утро туманно; дорога длинна; рукопись бесценна;
даль пустынна; герои мужествены.
V. Клюквенный морс; старинная картина; глиняный сосуд; пламенная речь; безветреная
погода; юный художник; голубиная стая; песчаная стая; песчаный берег; серебряный кубок;
торжественное событие; ветреный день.
Солнышко еще только выглянуло из-за дальнего леса, а пчелы уже на работе. Воздух над пасекой весь наполнен пчелиным гулом. Вслед за пчелами поднимается Саня. Он спит в деревянной беседке, поставленной прямо в середине пасеки. Мальчик потянулся сладко, умылся и пошел к своему рабочему месту. Теперь до самого завтрака будет постукивать топориком, строгать поблескивающие доски, чинить поломанные ульи и мастерить новые. Затем пойдет осматривать пасеку. Двести пчелиных домиков. Работы немного. А в комнатах Володи и Лены тихо. Идет научная работа. Пчеловоды шума не любят. Я, осторожно приоткрывая дверь, вижу, что Лена склонилась над микроскопом. Она пишет на большом листе, изрисованном графиками. К ней подходит Володя, и они о чем-то говорят. Они говорят о новой породе пчел.
Озаглавьте текст
Выпишите из текста предложение с причастным оборотом, графически объясните постановку знаков препинания, составьте схему.