Определи, к какому типу относятся следующие сложные предложения и какую функцию выполняют знаки препинания в них: выделительную или разделительную. Пример:
«Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза» (К. Паустовский). — Бессоюзное сложное предложение; разделительная функция.
Дикие и даже страшные в своём величии горы выступали резко из тумана, да вдали тянулась едва заметная белая струйка дыма (В. Короленко).
;
.
На воде, гладкой, как зеркало, изредка ходили круги, да вздрагивали речные лилии, потревоженные весёлой рыбой (А. Чехов).
;
.
Не увлекайся до безрассудства, дабы не ощущать в себе измены русским обычаям (Н. Лесков).
;
.
середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря. То по целым суткам тяжело лежал над землею и морем густой туман, и тогда огромная сирена на маяке ревела днем и ночью, точно бешеный бык. То с утра до утра шел не переставая мелкий, как водяная пыль, дождик, превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь, в которой увязали надолго возы и экипажи. То задувал с северо-запада, со стороны степи свирепый ураган; от него верхушки деревьев раскачивались, пригибаясь и выпрямляясь, точно волны в бурю, гремели по ночам железные кровли дач, казалось, будто кто-то бегает по ним в подкованных сапогах, вздрагивали оконные рамы, хлопали двери, и дико завывало в печных трубах.
Хлопок в республике - НАЦИОНАЛЬНАЯ ГОРДОСТЬ. Нет равнодушных к его урожаю. Я своё детство в Ташкенте вспоминаю параллельно с уборкой хлопка. Помню, как коробочки на деревьях висели, чтобы прохожие могли поднять комочек упавшего с машины хлопка.
Картина ярким образом отражает время, в котором жил художник, действительность, связь искусства с задачей об идейно эстетическом воспитании, отображенном в духе соцреализма. Кастеева не зря называли «честным художником» за то, что он никогда не обманывал зрителя, он не исключал детали из своего произведения, даже если это нарушало композицию, и соответственно не добавлял от себя ничего лишнего. Как всегда, Кастеев необычайно точен в воспроизведении наблюдаемых фактов. Но природный художественный такт не позволял ему вдаваться в простое перечисление этнографических деталей. В работе «Сбор хлопка», где на первом плане изображены труженицы, Кастеев помещает некий хлопкоуборочный комбайн. Такие машины существовали в свое время, но вскоре от них отказались в связи с тем, что они не сумели организовать качественный сбор хлопка.